Нервные клетки

Нервные клетки отличаются не только по наличию участвующего в передаче медиатора, а еще и по тому, с каким видом рецепторов медиатор взаимодействует, и как результат этого взаимодействия — осуществление возбуждающих (деполяризация) и тормозных (гиперполяризация) влияний.

Одна клетка может содержать несколько видов рецепторов. Среди этих рецепторов известны Н- и М-холинорецепторы, α- и β-адренорецепторы, М- и Д-серотонинрецепторы.

Их цитотопическое распределение на клеточной мембране генетически обусловлено. Нейроны способны не только синтезировать, но и поглощать из окружающей среды свой специфический медиатор. Все эти вопросы я пытался в той или иной мере отразить в книге.

Изложение особенностей химической передачи относится к межнейронным и в значительной мере к нервно-мышечным синапсам. Именно этим относительно простым образованиям были посвящены обширные исследования медиаторных превращений.

Механизмы освобождения медиаторов, их постсинаптического воздействия, выявленные при изучении нервно-мышечных синапсов, имеют определенные эквиваленты в нейронах высших центров, хотя есть и отличия.

Одно из них состоит в том, что тело и дендриты центрального нейрона содержат огромное число синаптических образований, являющихся результатом взаимосвязи с множеством пресинаптических волокон. При этом на близлежащие участки постсинаптической мембраны действуют разные медиаторы.

Для межнейронных синапсов еще не проведен анализ элементарных синаптических процессов, и возможности прямого изучения квантового состава ответов здесь ограничены. В этом и некоторых других направлениях синаптическая микрофизиология центральных и узловых (ганглионарных) структур автономной нервной системы находится лишь на пороге развития.

Рассмотрение биосинтеза, выделения, механизмов взаимодействия медиаторов автономной нервной системы в книге не сосредоточено, как это принято, в одном разделе. Эти вопросы излагаются в разных местах в соответствии с преимущественной принадлежностью передатчика к постганглионарному звену, т. е. по месту взаимодействия автономного нервного окончания с эффекторной клеткой. Так, адренергическая передача излагается в разделе о симпатической нервной системе, холинергическая — парасимпатической и пуринергическая — метасимпатической.

Такой подход, мне кажется, более отвечает истинному положению вещей, хотя бы потому, что, например, абсолютное большинство постганглионарных симпатических нейронов является адренергическим.

Знание простых принципов может служить ключом к раскрытию невероятно сложных проблем. В полной мере это относится и к автономной нервной системе, состоящей из нескольких десятков, а может быть, и сотен миллионов связанных между собой клеток. На первый взгляд, разобраться в этом чрезвычайно сложно, и порой такую сложность принимают за отсутствие системы.

Однако, как увидит читатель, автономная нервная система построена по определенному плану и состоит из относительно несложных компонентов. К этому надо добавить, что для выполнения своих функций автономная нервная система, как, впрочем, и нервная система в целом, использует лишь несколько видов сигналов и повторяющихся форм активности.

Конечно, много еще неясного; например, не существует четких подходов к механизмам, посредством которых организуются двигательные акты внутренних органов, однако ободряет то, что мы вполне сознаем существующие проблемы, а также, что многие из них мы можем определить. В книге я старался обратить особое внимание и на те новые направления, которые могут привести к дальнейшему прогрессу нашего познания.

Для лучшего понимания я пытался исходить из правила, которое сформулировал Отто Леви:

«Если я хочу говорить о проблеме ясно, я умалчиваю о большинстве ее трудностей».

«Физиология вегетативной нервной системы»,
А.Д. Ноздрачев