Грамотная вырезка операционного материала

Грамотная вырезка операционного материала — залог правильного гистологического диагноза.

И наоборот — чем неряшливее сделана вырезка, тем труднее будет ставить диагноз. Само собой разумеется, что вырезать и давать ответ по вырезанному материалу должно одно и то же лицо.

Поручать вырезку кому-либо другому нельзя.
Дело тут не в недостатке доверия, а в отсутствии зрительных впечатлений от анатомической картины и невозможности дальнейшего сопоставления с гистологической структурой.

С тщательного осмотра присланного материала, собственно, и начинается исследование. При этом складывается предварительное мнение о сущности процесса и сверяются клинические данные; в случае какого-либо несоответствия дальнейшую обработку материала задерживают до выяснения. Первая ошибка, которую делают большинство патологоанатомов, — это вырезка из нефиксированного материала. Он скользкий, неподатливый, из него трудно вырезать кусочки нужной формы и величины.

Перед вырезкой операционный материал непременно следует зафиксировать in toto, разумеется — в достаточном количестве раствора формалина. Для этой цели служит большая стеклянная банка, куда и укладывают материал, предварительно привязав к нему фанерную бирочку с написанным на ней простым карандашом номером.

Если опухоль крупная, то делают предварительные надрезы для проникновения фиксирующей жидкости; иначе глубокие отделы опухоли могут сгнить. Непосредственно перед вырезкой материал промывают в проточной воде.

Правила вырезки операционного материала определяются, во-первых, анатомическим строением удаленного органа или его части, во-вторых, характером самой опухоли. Из этого следует, что каждый отдельный случай требует индивидуального подхода. Но, вместе с тем, при вырезке опухолей различных органов имеется и много сходного. Целесообразно, видимо, остановиться сначала на общих положениях, а затем уже на тех особенностях, которые присущи каждому органу.

Общие правила следующие.
Нельзя разрезать удаленный орган с опухолью пополам, потом еще на две части и т. д. При таком «кусковании» даже во время самой вырезки бывает трудно сложить вместе отдельные части для того, чтобы воссоздать исходную картину. Еще труднее произвести реконструкцию спустя некоторое время, если возникает необходимость в дополнительной вырезке.

Поэтому разрезы нужно делать так, чтобы хотя бы в одном месте сохранить естественные связи. Если опухоль крупная, то не следует ограничиваться двумя разрезами, чтобы иссечь одну пластину для заливки; нужно разложить всю опухоль на серию пластин, чтобы ничего не просмотреть.

Толщина каждой пластины должна соответствовать толщине кусочка, направляемого на заливку, или же быть в 2 или 4 раза толще, чтобы из нужной пластины потом можно было вырезать кусочек, не кромсая материала. На поверхности разреза определяют цвет, дольчатость и другие особенности опухолевой ткани.

Особое внимание обращают на то, отграничена опухоль или как бы теряется в окружающих тканях. Вырезают кусочки не только из различных отделов опухоли, но и из самого органа, чтобы установить характер фоновых процессов.

Ниже приводятся основные сведения, касающиеся обработки опухолей тех органов, которые приходится наиболее часто исследовать.


«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин