Ангиофиброма (ювенильная фиброма, базальный фиброид)

Ангиофиброма развивается в различных участках носоглотки (не обязательно в области основания черепа). В результате прорастания может располагаться, в основном, в полости носа или придаточных пазух и производить впечатление первичной опухоли этих локализаций. Об этом нужно помнить, чтобы не принять ангиофиброму за банальную ангиому или фиброму и тем самым не дезориентировать клиницистов в отношении лечебной тактики.

Хотя лечение ангиофибромы тоже исключительно хирургическое, но она требует значительно большего радикализма при удалении, чем обычные соединительнотканные опухоли, так как склонна расти инвазивно и рецидивировать.

При дифференциальной диагностике нужно исходить из того, что ангиофиброма представляет собой не просто фиброму, богатую сосудами, и не обычную ангиому с хорошо развитой стромой, а опухоль двухкомпонентную, в которой обе составные части в равной мере обладают опухолевыми свойствами.


Ангиофиброма носоглотки, врастающая в полость носа (Х170)

Ангиофиброма носоглотки, врастающая в полость носа (Х170)


Свидетельством этого являются системное распределение сосудов, гипертрофия и полиморфизм клеток эндотелия и разнообразие форм соединительнотканных клеток вплоть до наличия одноядерных гиперхромных гигантов. Нужно учитывать, разумеется, и клинические данные. Ангиофиброма в большинстве случае обнаруживается у мальчиков в периоде полового созревания, намного реже — у пожилых людей.

Менингиома

Наряду с ангиофибромой первичную опухоль носа может симулировать и менингиома. Если она располагается в области лба, то иногда разрушает решетчатую пластинку и врастает в полость носа. Гистологическое строение менингиом разнообразно.

Наиболее широко известны менингиомы с характерными концентрическими структурами, образованными веретеновидными или эпителиоподобными клетками, складывающимися в шаровидные тела, похожие на луковицы, и псаммомы, имеющие в своем составе не менее характерные слоистые известковые песчинки. Но существуют и другие варианты.

Так, встречаются эпителиоподобные альвеолы и тяжи, состоящие из сравнительно мономорфных клеток; в этих эпителиоподобных пластах нет ни соединительнотканных волокон, ни сосудов. Или же опухоль представлена веретеновидными клетками, образующими пучки, перерезанные в различных направлениях.

Между веретеновидными клетками можно обнаружить аргирофильные и коллагеновые волокна в различном количестве. Веретеновидные клетки обычно принимают за фибробласты, но они, вероятно, аналогичны шванновским элементам, поскольку образуют местами палисады. Сложность строения менингиом объясняется особенностями их гистогенеза. Они исходят из покровных клеток мозговых оболочек, которые, как это доказал Н. Г. Хлопин (1946), имеют нейрогенную, а не эндотелиальную природу.

Кроме того, участие в развитии менингиом принимают мезенхимные дериваты.
Структуры, исходящие из этих источников, имеют сложные пространственные соотношения; порою неясно, где же кончаются нейрогенные образования и где начинаются соединительнотканные. Нечто подобное происходит и в нейрофибромах.

Менингиомы имеют обычно мозаичное строение. В одних участках преобладает один гистологический вариант, в других — другой. Поэтому в неясных случаях следует прибегать к старинному правилу, т. е. изготавливать дополнительные срезы и выискивать наиболее типичные картины, в данном случае концентрические структуры и песчинки. Одновременно с этим нужно посоветовать клиницисту произвести рентгенологическое исследование черепа больного в двух проекциях.


«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин