О гистогенезе эпителиальных опухолей мочеотводящих путей

Эпителиальные опухоли лоханок, мочеточников, мочевого пузыря имеют много черт сходства в своем гистологическом строении.

Различия между ними заключаются, прежде всего, в клинической картине, обусловленной особенностями локализации, и очень неодинаковой частоте (на первом месте — мочевой пузырь, на втором — лоханки, на третьем — мочеточники). Когда речь идет о переходноклеточных папилломах и раках мочеотводящих путей, то сомнений в том, что они исходят из обычного переходного эпителия, ни у кого не возникает.

Иначе обстоит дело с опухолями, эпителий которых не похож на обычный переходный. Здесь открываются широкие просторы для полета фантазии. Как это обычно бывает при подобных обстоятельствах, на сцене появляются различные дисонтогенетические образования в качестве претендентов на гистогенетический источник. Так, если опухоль хотя бы отдаленно напоминает элементы почки, ее называют нефрогенной аденомой и утверждают, что она возникает из остатков вольфова протока.

Когда опухоль состоит из желез кишечного типа, то как на исходный тканевый материал указывают на урахус и говорят об аденоме урахуса. Тот же урахус подозревают в том, что он дает начало аденокарциномам мочевого пузыря и т. д. При этом, как ни странно, авторы мало смущаются тем обстоятельством, что топика опухолей и их предполагаемых дисонтогенетических источников часто указывается различной.

Например, так называемые аденомы урахуса и аденокарциномы локализуются отнюдь не исключительно в своде мочевого пузыря, где могли бы находиться остатки урахуса. Следовало бы предостеречь об излишней доверчивости по отношению ко всем этим дисонтогенетическим версиям. Они представляют собой не что иное, как отзвуки эмбриональной теории Конгейма.

В качестве генеральной теории возникновения опухолей она была давно и дружно оставлена, но оказалась удивительно живучей при попытках объяснения гистогенеза новообразований, якобы чуждых по гистологическому строению тем органам, в которых они возникли. Сказалось традиционное недоверие к формообразовательным возможностям готовых, зрелых тканей.

Вместе с тем беспристрастный, лишенный предвзятости анализ фактов убеждает в том, что гистогенетическая роль дисонтогенетических остатков ничтожна. Подавляющее большинство эпителиальных опухолей мочеотводящих путей, даже имеющих необычное строение, исходит из обычного уротелия.

Что же касается собственно аденом мочевого пузыря, то правы те, которые считают, что опухолевидные образования, описываемые как аденомы, должны быть отнесены, в основном, к воспалительным процессам типа зернистого цистита. Это относится, в частности, к метапластическим железам кишечного типа с большим количеством бокаловидных клеток, к которым иногда присоединяются клетки Кульчицкого и Панета. Подобного рода «аденомы урахуса» являются в действительности одной из стадий развития зернистого цистита.


«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин