Непролиферативный фиброаденоматоз и рак

Упомянут здесь вовсе не потому, что его дольковая, кистозная, протоковая и фиброзная формы могут быть приняты за рак. Уже само отсутствие пролиферации эпителия гарантирует от того, чтобы несправедливо заподозрить наличие рака.

Но дело в том, что предраковое значение непролиферативного фиброаденоматоза, в особенности долькового, обычно недооценивается.

Поэтому если пролиферативный фиброаденоматоз изучают, давая заключение с повышенным вниманием, то этого нельзя сказать относительно фиброаденоматоза непролиферативного. Вместе с тем нужно еще доказать, какой именно фиброаденоматоз чаще дает начало раку.


Лобулярный рак in situ молочной железы

Лобулярный рак in situ молочной железы

Лобулярный рак in situ молочной железы на фоне непролиферативного
долькового фиброаденоматоза (Х90).


Имеется в виду, прежде всего, лобулярный рак in situ, о котором речь пойдет ниже, который совсем нередко присоединяется к непролиферативному дольковому фиброаденоматозу и в известном количестве случаев просматривается, будучи принят за незначительную дисгормональную пролиферацию концевых отделов.

Пролиферативный фиброаденоматоз и рак

Возможность малигнизации пролиферативного фиброаденоматоза сомнений не вызывает. Но где кончается дисгормональная гиперплазия и когда начинается рак, установить бывает нелегко. Граница между гиперплазией и неоплазией и здесь неотчетлива.

Дифференциальный диагноз нужно проводить, разумеется, не с инвазивным раком, а с карциномой in situ. По этому поводу нужно сказать следующее. Как гиперплазия, так и рак in situ могут возникнуть в любом участке молочного дерева, начиная от концевых отделов и кончая крупными протоками.

Поэтому различать приходится, с одной стороны, между пролиферативным дольковым фиброаденоматозом и лобулярным раком in situ, с другой — пролиферативным протоковым фиброаденоматозом и раком in situ протоков. Нужно подчеркнуть, что гистоархитектоника дисгормональных и раковых пролифератов как в концевых отделах, так и протоках обычно оказывается весьма сходной.

Иными словами, лобулярный рак гистологически очень похож на лобулярную дольковую гиперплазию, а все гистологические варианты протокового рака in situ имеют своих нераковых дисгормональных аналогов.

Ориентироваться поэтому приходится не на общую гистологическую компоновку пролифератов, а на характер их клеток. Дифференциальный диагноз, следовательно, скорее цитологический, чем гистологический. А отсюда следует, что замороженные срезы для этой цели малопригодны.

Картины на замороженных срезах молочной железы кажутся обычно более страшными, чем это оказывается в действительности. Совсем нередко при изучении замороженного среза представляется, что речь идет о карциноме in situ, а на залитых препаратах это впечатление рассеивается.

Но именно замороженные срезы попадают в руки диагноста при столь распространенных срочных биопсиях. В затруднительных случаях следует отказаться от окончательного ответа на срочную биопсию и отложить решение вопроса до залитых срезов. Лучше подождать несколько дней, чем оставить женщину без молочной железы, в которой нет рака, или, наоборот, выписать больную с просмотренным начинающимся раком.


«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин