Трубы

Опухоли маточных труб из-за своей редкости не часто служат причиной диагностических затруднений для того, чтобы решить вопрос, является поражение трубы первичным или метастатическим, надо знать гистоархитектонические и цитологические особенности первичного рака труб, отличающие его от злокачественных эпителиальных опухолей яичников, матки, прямой кишки и других органов.

Гистоархитектоника первичного рака трубы характерна. Обычно он имеет сосочковое строение, причем сосочки ориентированы в радиарном направлении, наподобие спиц колеса. Цитологическое своеобразие заключается в том, что наиболее высокодифференцированные участки содержат такие типичные для трубы элементы, как штифтиковые клетки и клетки-пузыри.

В участках солидизации гистоархитектонические и цитологические особенности в результате возрастающей анаплазии как бы стираются. Инвазивный рост, по крайней мере резко выраженный, первичному раку трубы не свойствен; опухоль растет, в основном, экзофитно, растягивая просвет трубы и распространяясь по ее внутренней поверхности.

Гистоархитектонические и цитологические особенности первичного рака трубы иллюстрированы в доступных руководствах и атласах, поэтому приводить здесь соответствующие рисунки вряд ли необходимо.


Воспалительные разрастания эпителия

Воспалительные разрастания эпителия

Воспалительные разрастания эпителия маточных труб при туберкулезе,
симулирующие высокодифференцированную аденокарциному (Х180).


При туберкулезе труб в их стенке иногда обнаруживают причудливые железистые структуры. В них нельзя не узнать воспалительных разрастаний эпителия, давно описанных В. Г. Гаршиным (1939). Они могут иметь некоторое сходство с высокодифференцированной аденокарциномой.

Но избежать ошибки помогают, во-первых, казеозный некроз и эпителиоидные бугорки, во-вторых, отсутствие обычных цитологических признаков злокачественности, в-третьих, погружной характер роста, в то время как первичному раку труб свойствен, как это только что отмечалось, рост экзофитный, с образованием множества сосочков.

Диагноста могут смутить такие редкие для труб новообразования, как аденоматоидные опухоли, дисгерминомы, грану лезоклеточные опухоли, хорионэпителиомы, дермоидные кисты, мезодермальные опухоли. Все перечисленные онконозологические единицы своеобразны только в том отношении, что обнаруживаются в необычном месте, т. е. в трубах; что же касается гистологического строения, то оно может ничем их не отличать от одноименных опухолей обычных локализаций.

У женщины 61 года клиницист прощупал опухоль в области правых придатков. При лапаротомии установлено, что опухоль исходила из правой трубы, имела размеры 6X4X3 см, была плотной и солидной. Клиницисту опухоль показалась злокачественной, и он произвел надвлагалищную ампутацию матки с придатками.

Состояние эндометрия и левой трубы указывало на то, что опухоль была гормонально-неактивной. В яичниках тоже не было выявлено существенных изменений; они соответствовали возрастной норме. Но гистологическое строение опухоли оказалось неожиданным.


Аденоматоидная опухоль маточной трубы (X180)

Аденоматоидная опухоль маточной трубы (X180)


Опухоль состояла из мелких трубочек, выстланных кубическим и цилиндрическим эпителием, погруженных в фиброзную строму с примесью гладкомышечных волокон. Признаки атипии, митозы отсутствовали. Если бы такая опухоль была иссечена из придатка, то вряд ли над диагнозом пришлось бы долго задумываться.

Здесь же, признаться, не сразу пришло в голову, что дело идет об эпителиальной фазе развития аденоматоидной опухоли, т. е. такой стадии, когда эпителиальные клетки еще не подверглись своеобразной, свойственной только данной опухоли вакуолизации, в результате которой они становятся похожими на эндотелиальные элементы.

Из других редкостей можно упомянуть про следующее наблюдение. Помню свое удивление, когда, рассматривая под микроскопом препарат маточной трубы, вместо обычной эпителиальной выстилки я увидел респираторный эпителий, эпидермис, да еще с придатками в виде сальных и потовых желез типа апокринных.

Естественно, возникло подозрение, что в лаборатории перепутали номер исследования.

Но, как выяснилось, никакой путаницы не произошло.
В фимбриальном конце трубы располагалась небольшая тератома с набором самых различных тканей, хотя и расположенных в хаотическом беспорядке, но в гистологическом отношении вполне зрелых.


Зрелая тератома маточной трубы (Х200)

Зрелая тератома маточной трубы (Х200)


Женщина ранее беременела и рожала, поэтому думать о пороке развития было бы трудно. Герминогенная природа опухоли представлялась наиболее вероятной. Яйцеклетка, имплантировалась в трубе и приступила к партеногенетическому делению.


«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин