Гистологическая диагностика лимфом

Гистологическая диагностика лимфом, нелегкая сама по себе, стала еще более трудной в связи с тем, что в последнее время начался пересмотр представлений об этих опухолях в свете успехов современной гематологии.

Успехи эти заключаются, в частности, в окончательном признании теории гемопоэза А. А. Максимова, длительное время бывшей как бы вытесненной другими концепциями.

Согласно последним, родоначальницей гемопоэза является клетка типа ретикулярной; она может дифференцироваться по направлению к лимфоциту через промежуточную стадию лимфобласта.

По А. А. Максимову, основной кроветворной клеткой является лимфоцит; он в состоянии превращаться в пролимфоцит и, далее, в лимфобласт, внешне сходный с ретикулярной клеткой.

Истинно ретикулярные клетки, по новейшим данным, не принимают участия в лимфопоэзе и представляют собой отдельную клеточную форму, близкую к стромальным гистиоцитам. Новые взгляды на гистогенез лимфоидной ткани обусловили необходимость изменения привычной номенклатуры лимфом.

Почти все опухоли, еще недавно называвшиеся ретикулосаркомами, оказались в действительности различными вариантами лимфосарком. Подлинные лимфоретикулосаркомы стали редкостью, но пересмотр номенклатуры еще не завершен. В неопределенном положении находится лимфогранулематоз.

В современной классификации лимфом G. Mathe и Н. Rappoport (1976) по-прежнему фигурирует ретикулярный вариант лимфогранулематоза, в то время как другие опухоли, состоящие, собственно, из аналогичных клеточных форм, уже переименованы в лимфосаркомы.

Что же касается происхождения лимфом из В- или Т-лимфоцитов, то по этому поводу высказываются самые различные мнения. Словом, учение о лимфомах настолько усложнилось и запуталось, что разобраться в нем теперь очень нелегко.

Но, несмотря на все новшества в вопросах номенклатуры и гистогенеза лимфом, в практической работе был и остается наиболее трудным и ответственным дифференциальный диагноз между болезнью Брилла — Симмерса, типом лимфоидного преобладания лимфогранулематоза, реактивной гиперплазией.

Определение тканевой природы эпителиальных опухолей кожи хлопот обычно не причиняет. Несмотря на все разнообразие опухолевых структур, их эпителиальная компоновка, как правило, сразу бросается в глаза. Но имеются и исключения в виде солидного варианта спираденомы, светлоклеточного и веретеноклеточного анапластического рака.

Онконозологическая принадлежность определяется легко, если эпителиальная опухоль кожи имеет типовое строение. И, наоборот, своеобразным, сложным, многокомпонентным опухолям бывает очень трудно подобрать название. В этих случаях речь идет обычно о сочетаниях карикатурных подобий придатков кожи.

Но, пожалуй, чаще всего приходится размышлять о том, является ли данный пролиферат доброкачественным или злокачественным.

Здесь мы сталкиваемся с симуляцией как гистологической доброкачественности (например, высокодифференцированным раком потовых желез), так и гистологической злокачественности (в частности, псевдоэпителиоматозной гиперплазией). Именно этим вопросам целесообразно уделить особое внимание.

В распознавании опухолей меланинобразующей ткани главным камнем преткновения был и остается дифференциальный диагноз между пограничным невусом и поверхностной меланомой. Кроме того, известно довольно много случаев, когда ювенильные невусы ошибочно принимали за меланомы.


«Ошибки и трудности гистологической
диагностики опухолей», Д.И.Головин