Корешковый синдром грудного отдела позвоночника

У 17 больных гормональной спондилопатией корешковый синдром локализовался на уровне грудного отдела. При этом на фоне ноющих болей по ходу всего позвоночника отмечались опоясывающие боли по ходу ребер и межреберья. Боли носили постоянный характер, обострялись при движениях, поворотах и наклонах туловища. Периодически становились мучительными своим постоянством.

Для этих болей специфичны иррадиация;
в подреберье, подложечную область, сердце, спонтанное усиление при надавливании в области межреберных нервов при физической нагрузке, волнениях. У 13 больных боли в грудном отделе часто наблюдались по ночам, усиливались при лежании на спине, что, по-видимому, связано с кифозом.

У девяти больных отмечались расстройства дыхания, причины которых обусловлены деформацией тел позвонков, приведшей к образованию кифоза грудного и выпрямлению лордоза шейного отдела позвоночника, что в свою очередь ограничило экскурсию грудной клетки. У 11 больных выявлен кифоз грудного отдела позвоночника с ограничением объема движений в нем, у шести из них отмечено уплощение лордоза в пояснично-крестцовой области.

При пальпации отмечалась болезненность остистых отростков и паравертебральных точек с обеих сторон, по ходу ребер и межреберных нервов, болезненность шейных симпатических узлов и в области солнечного сплетения (8 больных), кожи, длинных мышц спины и живота. Напряжение мышц спины, распространяющееся на шейный отдел, наблюдалось у всех больных.

Нарушение чувствительности у девяти больных носила четкий корешковый характер, у остальных — в виде неопределенных зон гипестезии или гипералгезии.

У всех больных отмечались вегетативные нарушения: приливы, потливость, зябкость, сердцебиение, приступы острых болей по всему животу (2 больных).

Больная А. X. Г., 61 год, ист. бол. 1705, поступила в клинику 24.IX 1971 г. с жалобами на сильные жгучие боли опоясывающего характера в нижнем грудном отделе позвоночника, усиливающиеся при кашле, движении и в лежачем положении, особенно ночью.

Больная жаловалась также на периодические головные боли, сердцебиения, общую слабость, раздражительность, плаксивость, резкое снижение памяти. Считает себя больной в течение 4 — 5 лет. В августе 1971 г. после легкой физической нагрузки ощутила сильную жгучую боль, опоясывающую грудную клетку, распространяющуюся по всему животу.

Лечилась амбулаторно, но состояние больной оставалось без изменений. Боль успокоилась на время только после приема промедола. С подозрением на новообразование грудных позвонков больная обследовалась в Молдавском НИИ онкологии — диагноз не подтвердился; с диагнозом туберкулезный спондилит была направлена в Молдавский НИИ туберкулеза — диагноз не подтвердился.

Менструации с 12 лет, 2 — 3 дня, скудные, с 36 лет нерегулярные, менопауза с 45 лет.

Больная повышенного питания, подкожно-жировой слой выраженный, равномерно расположен, пастозна; спина округлая, внутренние органы подвержены возрастным изменениям. Отмечены резкая болезненность остистых отростков и паравертебральных точек в грудном отделе, болезненность по ходу межреберных нервов и ребер, кожи и длинных мышц спины, области солнечного сплетения. Гипералгезия в области D7 — D11 с обеих сторон. Сухожильные рефлексы рук и ног высокие, равномерные.

Рентгенография грудного, шейного и пояснично-крестцового отделов позвоночника. Структура позвонков значительно рарефицирована. Контуры тел позвонков подчеркнуты. Центральный отдел межпозвонковых щелей расширен. Высота тел позвонков уменьшена. Компрессия D10. Остеопороз шейного и поясничного позвонков резко выражен. Лордоз шейного отдела выпрямлен.


Спондилограмма больной А. X. Т.

Спондилограмма больной А. X. Т.

Выраженный остеопороз. Контуры тел позвонков подчеркнуты и
прогнуты. Высота тел позвонков уменьшена. Компрессия D10.


Ионограмма крови, мэкв/л: натрий — 137; калий — 4,9; кальций — 5,4; магний — 1,9; хлор — 112; фосфор — 2,4. Кальций мочи — 0,28 г/сут.

Белковые фракции, %: альбумины — 49; глобулины — α1 — 5; α2 — 11, Р — 12, у — 23; общий белок — 7,6, А/Г — 1,7.

Сахар крови — 97 мг %.

Щелочная фосфатаза — 1,7 ед. по Боданскому. Холестерин — 290 мг %. 17-кетостероиды — 5,2 мг/сут., 11-оксикортикостероиды, γ/сут.: общие — 6, свободные — 1; эстрогены, γ/сут.: эстрон — 0,6; эстриол — 2,3; эстрадиол — 1,2; сумма — 4,1.

На основании анамнеза, общих симптомов, характерных для гормональной спондилопатии с корешковым синдромом, рентгенологических и биохимических данных установлен диагноз: гормональная спондилопатия с межреберной невралгией.

Больной были назначены:
синестрол, метилтестостерон, никотиновая кислота, витамины (В1, В6, В12, эревит), глюконат кальция, глицерофосфат, электрофорез с Са, новокаином и лидазой, диадинамические токи, новокаиновые блокады.

Такая терапия привела к снятию сильных жгучих болей опоясывающего характера в грудном отделе позвоночника; исчезла бессонница, уменьшилась боль по ходу позвоночника. Больная была выписана с рекомендацией повторить курс лечения гормонами по схеме.

Таким образом, в приведенном наблюдении на фоне олигоменорреи, вызванной вторичным гипогонадизмом, и климакса развился ранний остеопороз с болями по ходу позвоночника, общей слабостью, со снижением памяти. У больной после незначительной неадекватной нагрузки появилась частичная компрессия Di0 позвонка, которая вызвала жгучий корешковый болевой синдром на уровне нижнего грудного отдела позвоночника.

Гормональная спондилопатия нередко представляет большие диагностические затруднения (больной устанавливали разные диагнозы: туберкулезный спондилит, саркома позвоночника), в связи с чем зачастую благоприятный период гормонального и ортопедического лечения упускается.


«Гормональная спондилопатия»,
Д.Г.Герман, Е.Г.Кетрарь