Атрофический синдром (больная М. А. Ш., ист. бол. 1431, 40 лет)

Больная М. А. Ш., ист. бол. 1431, 40 лет, бухгалтер, поступила в клинику с жалобами на отсутствие движений в мышцах шеи, плечевого пояса, рук, боли по ходу позвоночника, выраженную общую слабость, боли в суставах.

Считает себя больной в течение 1,5 года, когда на фоне общей слабости, болей по ходу позвоночника, опоясывающих болей в грудной клетке, тяжести в нем заметила периодическую слабость в пальцах рук, которая вскоре стала прогрессировать, особенно в мышцах плечевого пояса и проксимальных отделов рук.

Появились резкие фасцикулярные подергивания в мышцах плечевого пояса, и в течение 7 — 8 месяцев у больной наступило резкое ограничение движений в руках. До поступления в клинику больная лечилась в инфекционном и терапевтическом отделениях с разными диагнозами (полиартрит, бруцеллез). Менструации с 12 лет, скудные нерегулярные.

Атрофия мышц руки, плечевого пояса и шеи (висела голова). Мышечная сила в дистальных отделах рук равнялась двум баллам, движения сохранились только в пальцах рук. Сухожильные рефлексы с бицепса и периостальные отсутствовали.

Коленные и ахилловы — высокие. Патологических рефлексов не было. Все виды поверхностной и глубокой чувствительности в норме. Отмечаются фибриллярные и фасцикулярные подергивания в мышцах бедер.

Дыхание затрудненное — 38 — 40 движений в мин., осуществляется более за счет мышц шеи и живота. Больная умерла через 3 дня при явлениях паралича дыхания.

Патологоанатомическое исследование: гипостатическая пневмония. Структура и рисунок головного мозга обычные. При вскрытии позвоночного канала оболочка мутная. Эпидуральная клетчатка спаяна с корешками и твердой оболочкой. Твердая оболочка спинного мозга спаяна с корешками вблизи выхода их через межпозвонковые отверстия.

Выраженная хрупкость позвонков. Позвоночный канал на уровне С2 — С7 сужен в сагиттальном размере до 11 мм. При надавливании на заднюю поверхность тел грудных позвонков D5 — D10 легко разрушалась костная пластинка. Позвонки С3 — С5 взяты вместе со спинным мозгом для исследования.


Спинной мозг, С6

Спинной мозг, С6

Разрежение и стертость рисунка ткани передних рогов. Отек белого вещества
спинного мозга. Окр. гематоксилин-эозином. Микро-макропрепарат.


Гистологическое исследование показало разрежение ткани и резкое уменьшение количества нервных клеток передних рогов. Отек белого вещества спинного мозга. При окрашивании по Нисслю одни клетки уменьшены в размерах с большим ядром, другие — имеют длинную вытянутую цитоплазму с неравномерно окрашенным ядром.


Спинной мозг, С6

Спинной мозг, С6

Основание переднего рога. «Тяжелые» изменения нервных клеток.
Окр. гематоксилин-эозином. Увел. 10 X 20.


Спинной мозг, С5

Спинной мозг, С5

Передний рог. Клетки с гомогенным гиперхроматозом. Удлиненно-суженной формы
(сморщивание). Окр. по Нисслю. Увел. 10 X 15.


В шейном и грудном отделах на уровне D3 — D5 сегментов отмечается отек спинного мозга, в переднем роге размягчение с микрогеморрагиями по краям. В белом веществе выявлены пустоты различной величины, образующие зубчатость.

Здесь же обнаружено множество зернистых шаров. Миелиновые оболочки разрушены.


Спинной мозг, C5

Спинной мозг, C5

Ишемические полости в промежуточной зоне серого вещества.
Окр. гематоксилин-эозином. Увел. 10 Х 10.


По ходу сосудов — умеренное количество амилоидных телец и зернистых шаров. В поясничном отделе спинного мозга много клеток без ядер, гомогенно интенсивно окрашенных. Вокруг нейронов увеличено перицеллюлярное пространство.


Спинной мозг, С6

Спинной мозг, С6

Множество амилоидных шаров на уровне задних столбов.
Окр. гематоксилин-эозином. Увел. 10 X 15.


Стенки интрамедуллярных сосудов среднего калибра, гиперплазированы, периваскулярное пространство увеличено, более выражено вокруг сосудов шейных сегментов спинного мозга и продолговатого мозга. Передняя спинальная артерия окружена грубой фиброзной тканью, и все ее стенки гиперплазированы, что привело к уменьшению просвета.


Спинной мозг, C1— 2

Спинной мозг, C1— 2

Передняя спинальная артерия сплющена петрификатами паутинной оболочки.
Окр. гематоксилин-эозином. Увел. 5 Х 10.


На уровне C1 — 2 передняя спинальная артерия сплющена, облитерирована и сдавлена петрификатами мягких оболочек. Выше, на уровне продолговатого мозга, отмечается грубый интимальный фиброз передней спинальной артерии с резким уменьшением просвета.


Передняя спинальная артерия на уровне продолговатого мозга

Передняя спинальная артерия на уровне продолговатого мозга

Выраженная пролиферация интимы и уменьшение просвета.
Окр. по Ван-Гизону. Увел. 10 X 10.


Мягкие оболочки фиброзно утолщены с петрификатами различной формы и величины. Морфологические изменения шейных и трех-пяти грудных позвонков характеризовались явлениями рассасывания костных структур.


Спинной мозг, D5

Спинной мозг, D5

Петрификаты паутинной оболочки. Окр. гематоксилин-эозином.
Увел. 10 X 10.


Исследование гистологических препаратов позвоночника показало, что неравномерно протекающий процесс рассасывания костного вещества проявляется возникновением зазубренности краев костных структур.


Тело позвонка С6 больной М. А. Ш.

Тело позвонка С6 больной М. А. Ш.

Неровность, зазубренность краев костных структур, возникшие в результате рассасывания
костной ткани гладким путем, то есть без участия остеобластов.
Окр. гематоксилин-эозином. Увел. X 180.


Местами между эндостальной пластинкой и костной структурой обнаруживаются полости, прежде служившие вместилищем костных остеоцитов. Полости заполнены, как правило, белковой жидкостью и полностью воспроизводят очертания костной балки, подвергшейся растворению.


Тело позвонка D7 больной М. А. Ш.

Тело позвонка D7 больной М. А. Ш.

Полость (а), воспроизводящая очертания костной балки, подвергшейся резорбции.
Окр. гематоксилин-эозином. Увел. X 180.


Таким образом, у больной медленно и постепенно развилась хроническая сосудистая недостаточность в области передней спинальной артерии (в передних рогах), которая привела к амиотрофическому синдрому в мышцах плечевого пояса: рук, шеи и грудной клетки. Последний вызвал паралич дыхания по спинальному типу.

Больная умерла от паралича дыхания и присоединившейся застойной пневмонии. Морфологические исследования показали выраженный остеопороз костей позвоночника, особенно в грудном отделе, и сужение позвоночного канала в сагиттальном размере.

В спинном мозгу были выявлены изменения, характерные для хронической ишемии, более отчетливые в системе кровообращения передней спинальной артерии: «клетки-тени», сморщивание нейронов, разрежение мозговой ткани. Хроническое ишемическое нарушение спинального кровообращения развилось в результате утолщения стенок сосудов и уменьшения их просвета, а также в результате сужения позвоночного канала в сагиттальном размере.

Данное наблюдение указывает на хроническую спинальную сосудистую недостаточность в передней спинальной артерии на уровне шейного и верхнегрудного отделов с развитием амиотрофического синдрома, возникшего вследствие гормональной спондилопатии.

У остальных четырех больных миелопатия развивалась постепенно, исподволь, на протяжении нескольких лет. У трех больных на фоне корешкового синдрома появилась периодическая слабость в ногах, особенно после физических нагрузок.

У одной больной миелопатия развилась в верхних грудных радикуло-спинальных сосудах с преимущественным поражением передних рогов на этом уровне, что привело к амиотрофическому синдрому и расстройству дыхания. Миелопатия у одной больной развилась после легкой травмы, которая привела к перелому ребер, обеих костей левого предплечья и компрессионному перелому позвонка D12.

Впоследствии у этой больной развилась хроническая сосудистая недостаточность в передней спинальной артерии в грудном и поясничном отделах, особенно в области передних рогов. Клинически это проявлялось атрофией мышц голеней, стоп и дистальных отделов рук, фибриллярными подергиваниями в мышцах дистальных отделов рук и ног и легким расстройством поверхностной чувствительности в дистальных отделах рук, то есть у данной больной наблюдалась картина ишемической миелопатии в системе верхних радикуло-спинальных артерий грудного отдела и на уровне поясничного утолщения.

Обобщая клинические изменения при атрофическом синдроме в результате гормональной спондилопатии, следует сказать, что очаг ишемии локализуется у всех больных в системе передних радикуло-спинальных артерий на уровне передних рогов: заболевание прогрессирует и проявляет себя в атрофическом параличе проксимальных отделов рук и ног, мышц шейного отдела и грудной клетки с незначительным диссоциированным расстройством чувствительности по сегментарному типу, без расстройств функций тазовых органов. Для этих больных характерны дыхательные расстройства по сдинальному типу. Паралич дыхания приводит к летальному исходу.


«Гормональная спондилопатия»,
Д.Г.Герман, Е.Г.Кетрарь