Хирург Ахунбаев - «Мед Читалка»

Хирург Ахунбаев

Личность национального значения

Чтобы полнее представить себе облик и труды Исы Коноевича Ахунбаева надо обратиться мысленно к тому, что было в давние и не очень давние времена. В эпосе «Манас» довольно часто встречаются эпизоды древнего народного врачевания, способы излечения боевых ран, переломов и других людских недугов. Из эпоса мы узнаем сведения о лекарствах древних киргизов. Эти способы врачевания интересны и оригинальны по-своему, они дошли, однако, почти вплотную до наших времен, ибо медицинской науки, как таковой, до революции не существовало в Киргизии.

А ведь наличие службы здравоохранения наряду с производительностью труда, уровнем образования, социальным обеспечением является главным показателем общественной системы. В этом смысле жизнь и деятельность Исы Коноевича Ахунбаева одна из самых наглядных страниц в истории медицины и науки нашей республики. Поскольку я лично знал Ису Коноевича Ахунбаева, часто с ним встречался и беседовал, то я смею сказать, что он действительно был выдающимся человеком, интересным мыслителем, крупнейшим ученым своего времени.

В его становлении как ученого я вижу коренную закономерность развития народа, революционную эпоху, вхождение нации в сферы новых знаний и в первую очередь познание собственной сущности — состояния здоровья людей, способы лечения, способы радикального воздействия на организм, что является первым шагом в развитии культуры и науки. Иса Коноевич Ахунбаев был пионером киргизской национальной медицинской службы. Он одним из первых в начале 20-х годов ушел на учебу в Ташкент.

Буквально — ушел пешком. Благодаря своим природным дарованиям и уму, он смог блестяще освоить тогдашние медицинские дисциплины. Это было редким явлением в то время, чтобы так внезапно появился в среде киргизского народа ученый, обладающий высоким современным мышлением и мастерством врачевания. И уже при жизни своей Иса Коноевич Ахунбаев был легендарной фигурой. Мне трудно судить о его профессиональных достижениях, поскольку я не имею отношения к медицине, но я хочу сказать о том, каким огромнейшим авторитетом пользовался Иса Коноевич Ахунбаев не только среди народа, но и среди ученых нашей страны, особенно советской медицинской общественности.

Однажды, будучи слушателем Высших литературных курсов, я возвращался из Москвы во Фрунзе. Тогда летали на ИЛ-14, полет длился не один десяток часов с посадками в разных пунктах и мне посчастливилось лететь с Исой Коноевичем. Помню до сих пор, как проявляя излишнюю любознательность, я все время интересовался тем, как можно обнажить сердце, как можно лезвием ножа дотрагиваться до внутренних органов, как можно «позволить себе» вонзать в живое сердце металлические инструменты хирурга? Из его объяснений, из того как он это излагал я понял, что этот человек в совершенстве постиг свою науку.

Это было очень интересно — послушать большого ученого. В те времена операции на сердце считались чудодействием. Теперь медицина в этом смысле ушла далеко. Но честь и слава тем, кто отваживался на невиданные начинания. И когда однажды случилась страшная беда, автомобильная катастрофа на большой дороге, при которой погиб Иса Коноевич вместе со своей семьей: женой, дочерью и зятем, то не было в нашем краю, в нашей республике человека, который не пережил бы эту трагедию как свою, который бы не преклонил в тот день голову перед памятью талантливого хирурга и замечательного человека.

Но необоримость, великая жизненная стойкость, бессмертие человека и заключается в том, что наука, накапливающая опыт познания, остается служить последующим поколениям. В этом смысле мне представляется, что Иса Коноевич Ахунбаев остался служить народу, ибо его вклад в науку, его теоретические и практические труды, его личность являются достоянием национального значения. Чингиз Айтматов.

«Хирург Ахунбаев», Н.И.Ахунбаева