Беженцы

Хорошо помню, как беженцы спасались в поймах рек, в кустарниках джерганака (облепихи). В поисках пищи они нанимались к богатым китайцам и уйгурам в батраки.

У моих родителей кроме меня было еще двое детей — старший брат и младшая сестра. Их жизнь была спасена ремеслом отца, который умел сапожничать. На чужбине люди тосковали по родной земле. Они собирались у своих бедных очагов, советовались и все сводилось к тому, как бы скорее вернуться на родной Иссык-Куль. И вот долгожданное время наступило. Это было весной 1918 года. Точно не помню, кажется, около 15 семей торуайгырцев готовились вернуться на Родину. В их числе был и мой отец. Ему в этом помогли родные братья.

Они собрали деньги, купили ему кобылу и мы тронулись в путь. Вместе с нами шел и один из младших братьев отца. Пять остальных братьев и сестра со своими семьями за неимением средств передвижения остались там навсегда. Их участь до сего времени нам неизвестна. Моя судьба сложилась иначе. Мой новый «отец», богач Алахун, не отдал меня моему отцу и мои родители ушли дальше на две ночевки от стойбища Алахуна. К моей великой радости через два дня отец вернулся на саврасовой кобылице и украдкой увез меня. Обратный путь торуайгырцев был нелегкий.

Китайские и уйгурские богачи, их прислужники и пограничники чинили всякие препятствия. Им не хотелось расставаться с дармовой рабочей силой, какими были для них киргизы. Когда поднялись на вершину Тонского перевала, показался кусочек родного голубого Иссык-Куля. Люди радовались, плакали, плакали и дети.

Старшие совершали молитву в честь родной земли, на которой они стояли, поздравляли друг друга, целовались! Трудно было понять, почему люди плачут. Нет, это было понятно! Люди соскучились по родной земле, стосковались по Родине. Я первый раз видел людей, которые плакали от радости… Любовь к Родине оказалась сильнее трагедий. Так любят все честные люди свою Родину! Наконец, мы в родном Тору-Айгыре, но пустом, безлюдном…

Ночевали на берегу Иссык-Куля. Люди пили чашками воду из озера, от радости целовали землю, поздравляли друг друга, короче говоря, повторилось то, что произошло на вершине Тонского перевала на обратном пути, когда увидели кусочек голубого Иссык-Куля. Люди целую ночь не спали, никто словом не обмолвился об усталости, о голоде, хотя они прошли пешком огромное расстояние от Китая до родного Тору-Айгыра.

Рано утром взрослые мужчины пошли на берег, где стоял дом Самсоновых. Какая радость! Самсоновы жили у себя дома. Все члены семьи оказались живыми, здоровыми, невредимыми.

«Хирург Ахунбаев», Н.И.Ахунбаева