Близкое сотрудничество Исы Коноевича и Георгия Львовича Френкеля

В 1951 году началось близкое сотрудничество Исы Коноевича и Георгия Львовича Френкеля именно на почве этого круга вопросов. Оба были затруднены, особенно в процессе чтения своих курсов в вузе, разногласиями, существовавшими в литературе по вопросу характеристики шоковых состояний. Этим они сами объяснили возникшие между ними общие научные интересы, которые послужили в дальнейшем стимулом к длительному творческому сотрудничеству и дружбе двух известных ученых.

Это сотрудничество вначале шло в рамках одного учреждения — медицинского института во Фрунзе, где профессор Ахунбаев возглавлял кафедру общей хирургии, а Френкель — кафедру патофизиологии, а затем было продолжено в лабораториях республиканской Академии наук. Сначала И. К. Ахунбаев и Г. Л. Френкель предполагали классифицировать лишь шоковые состояния — по возможности лишь правильно охарактеризовать этапы развития шока.

Эта задача не представлялась трудной хотя бы потому, что уже были сделаны попытки объединить в группы существующие теории шока (так, например, известный советский нейрохирург Н. Н. Бурденко различал 4 группы теорий), а подразделение шока в зависимости от его тяжести течения на 3 степени — легкий, средний и тяжелый — считалось общепризнанным, как и подразделение его на две фазы — эректильную (возбуждения) и торпидную («окоченения», угнетения).

Правда, в литературе были представлены и другие классификации (шок первичный, вторичный и т. д.), менее распространенные, и поэтому, казалось вполне уместным критически оценить эти классификации. Однако по мере углубления интереса к этим вопросам круг последних расширился. Прежде всего появилась необходимость упорядочения конкретных фактов относительно шока. Сначала казалось, что это касается лишь классификации отдельных этапов развития шока, потом выяснилось, что нет четкой грани между понятием «шок» и другими состояниями, которые сходны с ним и часто идут под тем же названием «шок». Наконец, стало ясно, что нет и точного определения шока. Так и возникла первая книга о шоке, написанная хирургом и патофизиологом, хирургом, который положил начало киргизской школе учения о шоке и патофизиологом, внесшим в это учение огромный опыт и замечательные традиции ленинградской школы.

Разумеется, появление такой книги не могло пройти незамеченным. Достаточно вспомнить, что в 60-е годы периодически продолжали вспыхивать на страницах печати острые дискуссии, участники которых вновь и вновь отвергали, отстаивали идеи паннервизма в учении о шоке. Возник спор и вокруг классификации шоковых состояний, разработанной и предложенной И. К. Ахунбаевым и Г. Л. Френкелем, с критикой которой выступил один из замечательных советских патофизиологов и основоположников ленинградской школы ученых, убежденный сторонник нервно-рефлекторной теории шока и один из ее создателей профессор И. Р. Петров. В ней как нельзя лучше отражено замечательное предвидение И. К. Ахунбаева и Г. Л. Френкеля, сумевших определить разное значение всех звеньев сложнейшего механизма шока, которые протекают на различных уровнях внутренней среды организма — высшем нервно-рефлекторном, гуморальном, химическом, физическом, клеточном, субклеточном, молекулярном и т. д.

«Хирург Ахунбаев», Н.И.Ахунбаева