Из воспоминаний И. К. Ахунбаева

Хирургия сердца после операций, сделанных академиком Александром Николаевичем Бакулевым стала развиваться быстрыми темпами в Москве, Ленинграде. Я был восхищен успехами кардиохирургов, появилось большое желание заняться хирургией сердца. Советовался с коллегами, что если и во Фрунзе в ближайшее время начать проводить операции на сердце. Кажется, никто меня не поддерживает.

Посещаю институт сердечнососудистой хирургии АМН СССР, присутствую на операциях на сердце. Беседа с Александром Николаевичем. Он был первым и единственным человеком, который горячо одобрил и поддержал мою инициативу, сказав, что с таким богатым хирургическим опытом вполне можно справиться с этой задачей. Он вселил в меня уверенность. Но для того, чтобы убедить своих фрунзенских коллег и руководителей в том, что уже назрела необходимость специализированной кардиохирургической помощи в Киргизии, потребовалось два года. Наконец приказ министра здравоохранения республики об отправке бригады врачей в институт сердечнососудистой хирургии в Москву. Я со своими учениками в Москве, в институте.

Учимся, изучаем все — методы исследования больных, диагностику, подготовку больных к операции, методы обезболивания, послеоперационный уход. Присутствуем при операциях как в клинике, так и в экспериментальной операционной, где самостоятельно проводим операции в опыте на животных. Наконец, я допущен вторым ассистентом на сердечную операцию. Под руководством профессора С. А. Колесникова я произвожу первую операцию на сердце по поводу митрального стеноза ревматической этиологии у молодой девушки. Больная поправилась. Тяжелое чувство переживания позади.

Оперирую четвертый раз. Моя бригада радуется, поздравляет, она переживала со мной вместе. Учеба продолжалась четыре месяца, приобрели кое-какое оборудование для хирургии сердца. Мы уже во Фрунзе, у себя в клинике. Своими скромными знаниями делимся с коллективом. Но больных нет, не идут, никто к нам больных не направляет. Чувство обиды вонзается в сердце, в мозг. И вот однажды пришел ко мне молодой паренек, Шаршенбек Мырзабеков из Таласского района.

Ревматический порок сердца — сужение митрального отверстия. Он где-то узнал, что в нашей клинике могут оперировать на сердце. Рассказал, что видит во сне врача, который оперирует и спасает ему жизнь. После этого он ко мне и явился. Его госпитализировали. Тщательное, многократное обследование, неоднократные консилиумы с терапевтами, длительная подготовка.

Больной чувствует себя относительно хорошо — порок в стадии компенсации. Назначен день операции. Опять тревоги, волнения, переживания всего коллектива клиники.

Пожалуй больше всех волнуюсь сам — ведь весь коллектив подведу, если не справлюсь! Еще и еще раз просматривается научная литература. Наступает час операции. Все мобилизованы, все на ногах. У одних на лице любопытство, у других — неуверенность, переживания. Операция произведена. Порок устранен, больной в палате. Борьба еще не закончена, она продолжается. Около больного круглые сутки дежурят врачи. Делается все для того, чтобы спасти ему жизнь.

Прошли сутки — больной живет, вторые, третьи, пятые сутки — больному лучше. На 12 день ему разрешено делать первые шаги в палате. Шаршенбек радуется, он не чувствует тяжести болезни, той, что была до операции. С ним вместе радуемся и мы. Контрольные анализы и исследования показывают хорошее состояние сердца. Больной выздоровел. Демонстрация больного на заседании хирургического общества. Шаршенбек выписывается. Разве эти дни можно забыть? Постоянная письменная связь. Приехал через 3 месяца в клинику, отличное состояние. Коллектив поверил в свои силы. И вторая операция прошла так же удачно, как и первая. Наш авторитет сильно пошатнулся при следующей операции на сердце. Больной после операции умер. Коллектив, кажется, чуть ли не в трауре. Тяжелые переживания…

В это время прилетел из Москвы наш министр здравоохранения. Уже в аэропорту кто-то поспешил сообщить ему, что у Ахунбаева сердечные больные после операции гибнут, что у него чуть ли не 50% смертности. Я приглашен к министру. Беседа. Вопрос уточнен. Высококвалифицированной экспертной комиссией Министерства здравоохранения СССР произведена проверка деятельности клиники. Клеветники отступили. Коллектив продолжает осваивать новые разделы кардиохирургии. Оказываем помощь не только при ревматических, но и врожденных пороках сердца. Многие трудности теперь позади…

«Хирург Ахунбаев», Н.И.Ахунбаева