Встречи с Исой Коноевичем Ахунбаевым

У Киргизии и Таджикистана очень много общего. В великом союзе с другими братскими республиками они прошли и продолжают славный путь развития социалистической системы народного хозяйства и культурного строительства. Тем понятен взаимный живой интерес специалистов наших республик. Давняя дружба связывает и медицинских работников Киргизии и Таджикистана. Их объединили общие трудности в организации системы охраны здоровья населения, ликвидации тропических и инфекционных заболеваний, разработка научных проблем таких эндемических заболеваний, как зоб и мочекаменная болезнь.

Огромная заслуга в этом одного из активных организаторов здравоохранения и науки Киргизии, первого президента Академии наук Киргизской ССР, академика Исы Коноевича Ахунбаева. Ему были особенно близки интересы хирургии, он радовался нашим успехам, с готовностью отвечал на предложения выступить официальным оппонентом по диссертационным работам из Таджикистана, принимал работы на внешний отзыв. В свою очередь ряд ведущих ученых нашей республики выступали оппонентами по диссертационным работам учеников И. К. Ахунбаева. Впервые я познакомился с Исой Коноевичем Ахунбаевым в 1963 году, когда он приезжал в Душанбе на I съезд хирургов Таджикистана, где выступил с очень интересным докладом, посвященным диагностике и хирургическому лечению однокамерного эхинококкоза легких.

Автор располагал наблюдениями хирургического лечения более 200 больных, поэтому его рекомендации были достаточно аргументированными. Более близкое наше знакомство с И. К. Ахунбаевым произошло в 1965 году на XXVIII Всесоюзном съезде хирургов в Москве. В эти годы я занимался организацией кафедры и клиники детской хирургии в Душанбе. Иса Коноевич живо интересовался, какие научные вопросы мы намерены разрабатывать, какие виды хирургической патологии у детей превалируют у нас в республике, мы постоянно ощущали его внимание к нам.

Кандидатская диссертация И. К. Ахунбаева была посвящена диагностике и лечению аппендицита у детей, поэтому Иса Коноевич и тогда, и в последующие наши встречи, не переставал интересоваться особенностями течения и тактики лечения детей с хирургическими заболеваниями. Тогда, в 1965 году, Иса Коноевич дал мне ряд ценных рекомендаций по организации хирургической службы, советовал обязательно открыть детское торакальное отделение. После этого мы с Исой Коноевичем встречались часто, почти ежегодно, на различных конференциях, пленумах правления Всесоюзного общества хирургов. Не раз он был гостем и у нас в республике.

На состоявшемся в 1970 году в г. Ташкенте I съезде хирургов республик Средней Азии и Казахстана Иса Коноевич выступил с программным докладом: «Эхинококкоз и пути его ликвидации», где концентрировал внимание хирургов и организаторов здравоохранения не только на аспектах хирургического лечения эхинококкоза, но и на мерах комплексной профилактики, направленных на окончательную ликвидацию этого заболевания среди людей и животных. С этой целью Иса Коноевич призывал объединить усилия различных ведомств.

Для Исы Коноевича, как организатора здравоохранения и науки, была характерна масштабность поисков и разработки практических мер по ликвидации болезней. Так, уже на первых порах своей хирургической деятельности Иса Коноевич обращает внимание на большое распространение среди населения Киргизии зоба и ставит задачи по его ликвидации. По его инициативе проводились большие экспедиционные обследования в республике, клиническое изучение больных зобом и их хирургическое лечение. Часть этой большой работы нашла отражение в докторской диссертации И. К. Ахунбаева «Эндемический зоб Чуйской долины Киргизской ССР», которая была успешно защищена им в 1948 году. Много сил и энергии вложил Иса Коноевич и в организацию торакальной и особенно кардиохирургии.

Проводились обследования населения по выявлению распространенности пороков сердца в Киргизии, изучались их особенности и осуществлялось их хирургическое лечение. Готовились кадры специалистов-кардиохирургов в тесном контакте с сотрудниками Института сердечнососудистой хирургии г. Москвы, проводились операции на сердце в руководимом им центре. В 1971 году я был дважды в Киргизии. За эти поездки я еще ближе узнал Ису Коноевича, познакомился с его клиникой, учениками, постановкой работы в его коллективе. Я увидел, что в клинике царит настоящая творческая атмосфера, и было приятно отметить искреннее уважение к Исе Коноевичу его многочисленных учеников.

Внешне Иса Коноевич производил впечатление сурового человека, но в нем с требовательностью, порою даже и резкостью, сочетались душевность и мягкость. Однажды, когда я был в гостях в доме Исы Коноевича, его дочь Нелли Исаевна пожаловалась мне, что ее готовая диссертация больше года лежит на столе Исы Коноевича внизу большой стопки других диссертаций его учеников, причем работы, которые были выполнены позже ее диссертации уже получили «благословление» руководителя, а ее работа по-прежнему ждет своего череда. Судя по нахмуренному лицу Исы Коноевича, этот разговор был ему явно не по душе, хотя разговор шел в шутливой форме. На мое предложение помочь в просмотре работы Нелли Исаевны Иса Коноевич всем своим видом выразил категорический отказ. Через некоторое время он сказал, что он опасается кривотолков, хотя в предвзятости в отношении к работе своей дочери обвинить его было нельзя. Как ученый и научный руководитель Иса Коноевич был принципиальным, работы, выполненные им и его учениками отличались фундаментальностью, а отзывы — объективностью.

В 1972 году Иса Коноевич выступал на Ученом Совете Таджикского госмединститута официальным оппонентом на защите диссертации одного из сотрудников нашей кафедры, посвященной особенностям диагностики и хирургического лечения эхинококкоза легких и печени у детей. Основные положения диссертации импонировали Исе Коноевичу, наша тактика диагностики и лечения совпадали с принципами киргизских коллег. К тому времени наша клиника располагала определенным опытом, в ряде вопросов мы имели оригинальные методики по лечению хирургических заболеваний у детей. Поэтому посещение клиники Исой Коноевичем и встреча с сотрудниками нашей клиники прошли интересно и плодотворно.

Вместе мы побывали в Джиргатальском районе нашей республики, где когда-то Иса Коноевич и Бибихан Исмаиловна проходили студенческую производственную практику и давно мечтали побывать в этих местах. Наши гости увезли много впечатлений…

В этот же период у нас шла активная подготовка к предстоящему II съезду хирургов Средней Азии и Казахстана. Иса Коноевич принимал горячее участие в работе оргкомитета съезда, а предложение избрать Ису Коноевича председателем III съезда хирургов Средней Азии и Казахстана всеми представителями хирургических обществ братских республик и участников II съезда было воспринято единодушно. К сожалению, это не осуществилось…

Наша последняя встреча была на XXIX Всесоюзном съезде хирургов в 1974 году, где Иса Коноевич делился со мной своими планами на будущее, желанием написать автобиографическую книгу, в которой он хотел рассказать о том, что только у нас в стране возможно сыну бедняка, каким был Иса Коноевич, достичь высот науки, стать хирургом, вернуть свой долг советскому народу. Еще он собирался обобщить ту большую работу, которую он проводил со своими учениками по ликвидации зоба в Киргизии. Осенью 1974 года я получил последнюю книгу с теплой надписью от Исы Коноевича, а в канун Нового года — поздравительную открытку, в которой были очень лаконичные пожелания: «живите долго», а в первых числах января 1975 года Исы Коноевича уже не стало…

Нелепая смерть оборвала жизнь этого Большого Человека, «маяка хирургии» республик Средней Азии и Казахстана. Его труды имеют не только локальное значение, они широко известны и ценятся у нас в Союзе.

9 января 1975 года Киргизия провожала Ису Коноевича в последний путь. Я был свидетелем настоящего народного горя…

А. Т. Пулатов, профессор г. Душанбе

«Хирург Ахунбаев», Н.И.Ахунбаева