Пристеночные ветви внутренней подвздошной артерии (по Rauber—Kopsch)

Пристеночные ветви внутренней подвздошной артерии (по Rauber—Kopsch)

Пристеночные ветви внутренней подвздошной артерии (по Rauber—Kopsch)

A. Sacralis lateralis, боковая крестцовая артерия, идет вниз по передней поверхности крестца, отдавая ветви к m. Levator ani и m. Piriformis, а также к стволам крестцового сплетения и в крестцовый канал ― rami spinales. Эта артерия анастомозирует с a. Sacralis mediana, являющейся ветвью конечного отдела аорты.

A. Glutea superior, верхняя ягодичная артерия, является непосредственным продолжением заднего ствола a. Iliaca interna. Длина внутритазовой части верхней ягодичной артерии варьирует от 1 до 9 см, в среднем— 4,5 см, и зависит от длины a. Iliaca communis и a. Iliaca interna. В сумме протяженность a. Iliaca communis, a. Iliaca interna и a. Glutea superior составляет 20 см и зависит от уровня бифуркации брюшной аорты, типа телосложения и возраста. Длина внетазовой части верхней ягодичной артерии значительно меньше: до 0,5 см при магистральной форме деления и до 0,1 см при рассыпной и смешанной форме деления.

A. Glutea superior выходит из полости таза в ягодичную область через надгрушевидный канал. Своими ветвями артерия кровоснабжает ягодичные мышцы, m. Tensor fasciae latae, тазобедренный сустав и подвздошную кость. Ветви а. Glutea superior на своем протяжении анастомозируют между собой и с ветвями a. Glutea inferior.

Т. И. Аникина (1948) считает, что с топографоанатомической точки зрения более удобно выделять ветви этой артерии в разных слоях ягодичной области:

  • короткие ветви, идущие к малой ягодичной и грушевидной мышцам;
  • поверхностная ветвь ― проходит в щели между глубоким листком ягодичной фасции и большой ягодичной мышцей и разветвляется в поверхностных слоях ягодичной области;
  • верхняя глубокая ветвь, идет по надкостнице крыла подвздошной кости;
  • нижние глубокие ветви, в количестве 2—3, проходят в слое между средней и малой ягодичными мышцами.

«Хирургическая анатомия нижних конечностей», В.В. Кованов