Женский йатту

Что же касается женского йатту, который называется также «ореховый», то растение его подобно лавру, но крупнее и тверже, а головки листьев колючие. Из корня его выходят стебли длиною с пядь. Один год он плодоносит, другой – не дает плодов. Плоды его жгут язык и похожи на орехи. Этот вид уступает первому по рвотному действию и растет в тех местах, что и мужской.

Что же касается морского вида йатту, который называют также «маковым», то ветви у него длиной в несколько пядей, красноватые, прямые, их пять или шесть, и на них сидят маленькие, тонкие, слегка продолговатые листочки.

Плоды его похожи на вику чечевицеобразную, а листки похожи на листки льна. Головки у них удвоенные, круглые и цветки белые.

Диоскорид говорит: «Здесь есть йатту, который называется мушаммас, и он похож на огородный портулак; что же касается его листьев, то их много, но они более тонкие и круглые, чем у портулака. Из корня его выходят ветви – числом четыре или пять, полные молока; у ветвей есть венчики, как у укропа, в которых находятся плоды».

Этот йатту чаще всего растет в развалинах и в окрестностях городов. Что же касается «кипарисного» йатту, то стебель у него величиной с пядь или больше, а листья походят на листья кипариса и пинии, но они тоньше, и влажнее. У наскального йатту, который называется также древесным, листья как у маленького мирта или как у мужского йатту. У них влажные верхушки и много венчиков.

Есть еще и другой йатту, похожий на хийар. Его корень и листья гонят всякую водянистую влагу.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)