Харбак абйад – чемерица белая

Сущность

Чемерица белая – это луб, кора и ветви разнообразной формы, похожие на разъеденный зуб, белые, не тяжелые; они также походят на корни алтея. Горечь белой чемерицы сильнее, чем у черного морозника, а растение похоже на подорожник и на дикую свеклу, но короче. Оно красного цвета, стебель у него длиной до четырех сдвинутых вместе пальцев, пустой внутри. У него много корешков, выходящих из одного корневища, подобно луковице. Белая чемерица растет в гористых местах. Ее собирают во время жатвы и сушат.

Выбор

Лучшая чемерица – с ровной и гладкой поверхностью, белая, быстро крошащаяся, крупная, тонкая, не щиплющая сразу сильно язык и вызывающая слюнотечение. А что касается той, которая тотчас же щиплет язык, то она душит; действия, связанные с ее применением, приводятся в рубрике «Свойства».

Естество

Горячее, сухое в середине третьей степени.

Действия и свойства

Белая чемерица горше, а черный морозник более острый, и если мышь поест ее, то издохнет, – это иногда делают нарочно. Мышам ее дают есть в толокне с медом. Если ее варить с мясом, то мясо разваривается. Слабее всего белая чемерица, нарезанная на кусочки и размоченная в количестве пяти дарахми в девяти укийах дождевой воды в течение трех дней; ее процеживают, подогревают и пьют. Затем идет белая чемерица, мелко нарезанная и отваренная после трехдневного размачивания в количестве ритла в двух кистах дождевой воды. Ее кипятят, пока не останется одна треть отвара, а потом чемерицу вынимают и кладут в воду лучшего очищенного меда в количестве двух ритлов; воде дают загустеть и берут этого сиропа одну большую ложку, как он есть или с горячей водой. Это безвредно и безопасно.

Далее идет мелко нарезанная кожура; потом – кожура, грубо толченная, которую принимают с ячменной водой, чтобы ее нисколько не осталось в горле и в желудке, потом кожура, растертая в порошок, сгущенный в меду. Это лекарство» большей частью вредит, ибо оно остается в путях прохождения пищи того, кто пьет такое лекарство, нужно накормить чем либо, что устраняет явления, могущие случиться при спазмах, как например, I куриным отваром, иссоповым сиропом, пулегиевой мятой, рутой, чечевицей и пахучими маслами, изготовляемыми из сыти, касатика и люпина. У него должен быть уксус с острым запахом, яблоки, айва, горячий хлеб, душистое вино, лекарство, вызывающее чиханье. Необходимо также иметь наготове перо, скамеечку, ложе, ровную постель и различные банки.

Если хотят вызвать у больного легкое послабление, то ему дают прихлебывать холодную воду, заставляют нюхать благовония и кормят пищей, улучшающей химус. А если возникли спазмы или наступила слабость, то дают хлеб, накрошенный в вино или воду с медом. Иногда необходимо это повторять и после припадка и кормить больного хорошим хлебом, размоченным в холодной воде. Если у него сделается икота во время процедуры, ему дают воды с медом, в которой варилась редька, а если лекарство не подействует по прошествии некоторого времени, то больного заставляют залпом выпить меда с горячей водой, в которой варилась рута, поят его водой с маслом, вызывают рвоту с помощью перышка, смазанного маслом сыти или касатика, и качают его на качелях.

А если случится нечто вроде удушья, больного поят отваром чемерицы в количестве трех укий. Это способствует действию лекарства и прекращает явления удушья. А если и это не поможет, то ставят горячие клизмы и дают выпить три обола чемерицы, не для того, чтобы вырвало, а чтобы прекратить удушье, и заставляют больных чихать с помощью чихательных средств. Если после рвоты, икота не прекратится, то ставят банки на большой позвонок, находящийся между лопатками, и на другие спинные позвонки: кровопускание расправляет мышцы, сведенные от икоты. Судорожно сжатые члены смазывают согревающим маслом и поливают водой из бани и погружают в ванну.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)