Неестественный сон (Причины)

Иногда такой сон возникает и вследствие причин, увлажняющих органы орудия, вызывающих помутнение вещества пневмы, запирающих ее пути и расслабляющих вещество нервов и мышц. Расслабление вызывает закупорку и закрытие проходов и также препятствует прохождению пневмы, ибо самое вещество пневмы густеет и мутнеет и органы орудия портятся как от влажности; так и от расслабления. Таков, например, сон от опьянения.

К этому близок сон вследствие несварения и продолжительного пребывания пищи в желудке. Спячка у таких людей проходит от рвоты. Именно эти две причины, если они упрочатся, чаще всего и вызывают спячку.

Иногда причиной возникновения сна являются одновременно холод и влага, но предшествующей причиной бывает тогда холод, а влага ему способствует. Также и при бессоннице сочетаются жар и сухость, но истинной причиной служит жар, а сухость ему способствует. Спячку вызывают и другие причины, например, усиление приступов лихорадки, обращение всего естества, до самых его глубин, против болезни, сжатие естества под давлением материи. Как уже сказано, душевная пневма при этом следует за естеством, особенно если материя лихорадки слизистая и холодная и нагревается только вследствие гниения.

Иногда спячка возникает от дурного качества соков и паров, поднимающихся в переднюю часть мозга из желудка, легких и других органов при их заболеваниях, или из за обилия кишечных червей и «тыквенных семечек», а иногда она появляется вследствие давления костей черепа на самый мозг или вследствие удара по голове или поверхностного ранения при ушибе мозга.

Самая глубокая спячка возникает при ранении тех желудочков мозга, которые вызывают столь же глубокую спячку при давлении на них. Спячка иногда начинается вследствие сильной боли от удара по мышцам виска или вследствие соучастия мозга в страданиях устья желудка или матки, от которых мозг сжимается, закрываются проходы ощущающей пневмы и затрудняется движение пневмы кнаружи. Бывает она также и от чрезмерной слабости и рассеяния пневмы, из за которого затрудняется ее распространение по телу.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)