Лечение черной желтухи и сочетания обеих желтух

При селезеночной черной желтухе мы смотрим, имеется ли налицо значительное кровяное переполнение и пускаем кровь из левого басилика и затем – из спасительной вены, потом занимаемся селезенкой и устранением ее закупорок, опухолей или слабости.

Если же причиной болезни является обилие черной желчи вследствие действия порождающих ее сил или пищи, как мы говорили раньше, то необходимо вывести также и черную желчь с помощью выводящих ее средств.

К ним относятся, между прочим, отвар сколопендры с харбаком, упоминаемый в Фармакопее, которым опоражнивают несколько раз, и отвар повилики по такой прописи: берут миробаланов черных и кабульских, каждого по десять дирхамов, дымянки, полиподиума, сколопендры, соцветий ситника – по пяти, корня сельдерея и фенхеля – каждого по горсти, морозника черного – два дирхама. Все это варят в трех ритлах воды, пока не останется одна четверть, кладут в отвар повилики – пять дирхамов, слегка кипятят и процеживают.

С этим сочетают горький ийарадж в количестве двух третей дирхама. Употребляют также пилюли, приготовленные из черных миробаланов, повилики, индийской соли, агарика и коры корней каперсов. После опорожнения больного поят молоком жеребой верблюдицы, а если его не найдется, то сырной сывороткой, приготовленной с сиканджубином с семенами, ситником, дубровником полиум и лекарствами для селезенки: сколопендрой, корнем каперсов и тому подобными, а также водой, в которой варили листья тамариска и его корни, соком листьев каперсов, соком листьев редьки с сиканджубином и соком паслена, соком сельдерея, если есть жар, и сиканджубином, в котором варили сколопендру, листья каперсов, плоды тамариска и дубровник полиум.

Если в селезенке имеется горячая опухоль, то не следует переходить меру в отношении согревающих лекарств, а если в ней есть закупорки, то сильные открывающие лекарства, упомянутые в части о печени, помогают также и от этого. Мы еще скажем в параграфе о закупорках в селезенке об особых лекарствах против этой болезни.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)