Кровопускание (Востановление)

Ушедшую хорошую кровь должно возместить, если больной силен, шашлыком, хотя оно и тяжелое кушанье, ибо, если жареное мясо переварится, оно очень хорошо питает. Однако его следует давать как можно меньше, так как желудок больного слаб вследствие кровопускания.

Иногда пускают кровь из сосудов, чтобы удержать кровотечение из носа, из матки, из заднего прохода, на груди или из некоторых нарывов, отвлекая кровь в противоположную сторону; это – сильное и полезное лечение. Надрез при этом должен быть очень узким, и кровь следует отворять много раз, не в один день, если только к этому не вынуждает необходимость, а день за днем, выпуская каждый день как можно меньше крови. Говоря вообще, умножать частоту кровопусканий лучше, чем умножать; количество выпускаемой крови.

Кровопускание, в котором нет нужды, возбуждает разлитие желчи и вызывает после себя сухость языка и тому подобные явления; его следует возмещать ячменной водой и сахаром.

Когда кто нибудь хочет повторно выпустить кровь, то кровь следует пускать из сосуда, надрезая его вдоль, чтобы движение мышц не мешало ране затянуться, и расширить надрез. Если при этом есть опасение, что рана быстро затянется, то на нее кладут тряпку, смоченную в оливковом масле с небольшим количеством соли, и повязывают сверху повязкой. Если при кровопускании смазать ланцет маслом, это препятствует быстрому заживлению и уменьшает боль. А именно, надо слегка намазать ланцет оливковым маслом или чем нибудь в этом роде или погрузить его в масло и потом растереть тряпкой. Сон между первым и повторным кровопусканием ускоряет заживление надреза.

Вспомни наши слова о том, что для опорожнения зимой с помощью лекарства следует выждать «южного» дня. То же самое относится и к кровопусканию.

Знай, что когда пускают кровь одержимым, безумным и тем, кому нужно сделать кровопускание ночью, во время сна, надрез должен быть узким, чтобы не случилось безостановочного кровотечения. Это относится также ко всякому, кто не нуждается во вторичном кровопускании.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)