Заболевания желудка

Общее рассуждение

У желудка случаются заболевания от расстройства всех шестнадцати натур – простого или с материей. Материя может быть черножелчной или желтожелчной во всех ее разновидностях, слизистой – стекловидной или жидкой, текучей или кипящей, а также слизистой кислой или соленой; расстройство натуры бывает также с черножелчной, материей, кислой или терпкой. Бывают в желудке также опухоли, бывают и язвы, распад единого и подобные ему заболевания, зависящие от внутренних или внешних причин, как например, от толчка или удара. Иногда желудок переносит разрыв, и он не убивает немедленно, но когда распад единого дойдет до разрыва тела желудка, то больной, можно сказать, мертв.

Говорит Гиппократ: «Тот, у кого разорвался желудок, умрет».

Иногда в желудке происходит расслабление волокон его ткани, а иногда они сильно уплотняются; бывают у желудка болезни строения в отношении размера, когда он очень велик или очень мал, а также болезни формы, когда он очень круглый, и заболевания, относящиеся к гладкости или шершавости, когда он, например, очень гладкий и скользкий. Повреждение положения выражается, например, в том, что желудок сильно выдается вперед. Бывают в желудке также закупорки в волокнах или закупорки в проходах от желудка к печени и к селезенке.

Если закупорены проходы к печени, это вызывает понос, а если закупорены проходы к селезенке, то уменьшается аппетит. Случается иногда, что в желудке скопляются ветры, и его пучит от пищи или потому, что желудок слаб сам по себе; мы посвятим этому отдельный параграф.

Расстройство натуры желудка иногда возникает вследствие внешних причин: от жары, от холода или от других воздействий, а иногда оно возникает от причин внутренних. Некоторые заболевания желудка возбуждаются при сильной жаре либо потому, что жара облегчает просачивание в желудок дурных соков, либо от того, что, разгорячая желудок, она способствует изменению материи в желудке; это помощь дурная, не естественная, которая переводит материю в неестественное состояние.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)