Второй случай – это когда натура не является абсолютной серединой между взаимно противоположными качествами, но больше склоняется в ту или другую сторону, либо в отношении одной из противоположностей, существующих между теплотой и холодом и между влажностью и сухостью, либо в обеих. Однако то, что считается во врачебной науке уравновешенностью и нарушением равновесия, не относится ни к тому, ни к другому случаю. Врач обязан принимать на веру слова природоведа, что «уравновешенное» в этом смысле – одна из тех вещей, допустить существование которых совершенно невозможно; тем более такой не может быть натура человека или орган человека. Он должен знать, что слово мутадил – «уравновешенное», которое медики употребляют в своих исследованиях, образовано не от таадул, то есть «распределение веса поровну», а от адл – «справедливая доля» при распределении. Это значит, что при такой уравновешенности в смешанном составе, будь то все тело человека или какой либо орган, сполна присутствует в надлежащей мере и пропорции та доля элементов, по количеству и по качеству которой полагается быть в человеческой натуре. Однако случается, что присущая человеку доля бывает очень близка к первой, истинной уравновешенности.
Эта уравновешенность, взятая по отношению к телам людей и определяемая сравнительно с другими вещами, не обладающими такой уравновешенностью и не столь близкими, как человек к состоянию истинной уравновешенности, упомянутой в первом случае, может иметь восемь типов.
Ее рассматривают:
«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)