Уравновешенность, присущая человеку по сравнению с прочими существами (Восьмой тип)

Восьмой тип  – это уравновешенность, особо присущая каждому органу, чтобы орган имел наилучшую натуру, какая у него может быть. Она – средняя между двумя этими пределами, и если какому либо органу достается такая натура, он оказывается в превосходнейшем состоянии, в каком ему положено пребывать.

Когда мы рассмотрим виды живых существ, то наиболее близкими из них к истинной уравновешенности окажется человек; рассмотрев роды людей, мы удостоверимся, что, если люди живут в месте, равном по благоденствию экватору, и если благоденствию не препятствует какая либо причина, относящаяся к земным вещам – я разумею горы или моря, – то его обитатели должны быть родом людей, наиболее близким к истинной уравновешенности.

Достоверно, что мнение, которое иногда встречается в книгах, будто в таких местах уравновешенность нарушена по причине близости солнца, есть мнение порочное. Дело в том, что в подобных местах пребывание солнца в зените менее мучительно и не так изменяет температуру воздуха, как близость солнца к земле в иных областях или более высоких широтах, даже если солнце и не стоит в зените.

К тому же все жизненные обстоятельства обитателей близких к экватору мест превосходны и взаимно подобны; воздух не нарушает их благосостояния ощутимым образом, а наоборот, всегда соответствует их натуре. Для доказательства правильности такого мнения мы уже раньше составили трактат.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)