О естестве органа и его частей (Гален)

Гален говорит:

«Есть органы, которым присущи только действие, есть и такие, которым присуща только полезная функция; а некоторым органам присущи и действие и полезная функция одновременно. К первым относится, например, сердце, ко вторым – легкие, а к третьим – печень».

Я же говорю: под действиями нам следует разуметь те действия, относящиеся к жизни особи или сохранению вида, которые полностью совершаются каким либо одним органом, как например, действие, присущее сердцу при порождении им пневмы. А под полезной функцией надлежит понимать функцию, служащую для восприятия действия другого органа; тогда становится полным действие, сообщающее жизнь особи или обеспечивающее сохранение вида; такова, например, подготовка воздуха легкими.

Печень производит сперва второе переваривание и подготовляет для третьего и четвертого переваривания пищу, которая полностью переварилась при первом переваривании, чтобы кровь стала годной для питания самой печени; этим она производит действие; постольку же, поскольку она производит действие, способствующее какому либо ожидаемому действию, она оказывается полезной.

Мы говорим также, возвращаясь к началу изложения, что в числе органов есть такие, которые возникают из семени; это суть органы, сходные в отношении частиц, за исключением мяса и сала, а также такие, которые возникают из крови, как например, сало и мясо, ибо все органы, кроме этих двух, возникают из обеих разновидностей семени, т. е. семени мужского и семени женского. Но только по мнению ученых, которые это исследовали, они возникают из мужского семени, как сыр возникает от действия сычуга, а из женского семени они возникают, как сыр возникает из молока. Подобно тому, как активное начало створаживания заключается в сычуге, так действующее начало образования формы присуще мужскому семени; подобно тому, как пассивное начало створаживания находится в молоке, так пассивное начало образования формы, то есть страдательная сила, заключается в семени женщины.

Подобно тому, как сычуг и молоко являются каждое частью вещества образующегося из них сыра, так каждая из двух разновидностей семени является частью вещества зародыша. Это мнение незначительно, а пожалуй и значительно, расходится с мнением Галена, который считает, что каждая из двух разновидностей семени обладает и связывающей силой и способностью связываться. Это не мешает ему говорить, что связывающая сила больше в мужском семени, а способность связываться сильнее в женском семени.

Что же касается исследования мнений об этом вопросе, то оно находится в наших книгах об основных науках.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)