О животных силах (Мнение врачей)

Врачи говорят: эта сила, наряду с тем, что она приуготовляет к жизни, является также началом движения тонкой субстанции пневмы к органам и началом ее сжатия и расширения при вдыхании и очищении. Как говорят, эта сила по отношению к жизни как бы подвергается воздействию, а по отношению к действиям дыхания и биения пульса сама сообщает действие.

Эта сила тем походит на естественные силы, что в исходящих от нее действиях отсутствует произвольность, и в том сходна с душевными силами, что ее действия многообразны, ибо она одновременно и сжимает и расширяет, то есть производит два противоположных действия. Но только древние философы, называя «душой» земную душу, разумеют совершенство естественного тела, являющегося орудием, и имеют в виду начало всякой силы, от которой, как таковой, исходят отличающиеся друг от друга движения и действия. По мнению древних, эта сила является силой душевной; естественная сила, о которой мы упоминали, также называется у них душевной силой.

Если же не придавать слову «душа» такого смысла, а разуметь под ним некую силу, являющуюся началом постижения и движения, исходящего от нее по некоему произволу, в результате некоего постижения, а под «естеством» разуметь всякую силу, от которой исходит действие в теле отличным от вышеописанного образом, то сила, о которой мы говорили, будет не душевной силой, а естественной силой, стоящей на более высокой ступени, чем сила, которую врачи называют «естественной».

Если же называть «естественной силой» силу, которая распоряжается делом питания и превращения питательных веществ – все равно, ради сохранения особи или ради сохранения вида – то это не естественная сила, а сила третьего рода. Поскольку гнев, страх и сходные с ним чувства суть результат действия этой силы, хотя источником их является ощущение, мнение и силы постигающие, то их приписывают этим силам.

Проверка изложения сути этих сил и установление, одна ли это сила или их больше одной, относится к науке о природе, являющейся частью философии.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)