О душевных постигающих силах (Инстинкт)

Инстинкт отличается также от силы, которую называют «мыслящей» или «представляющей», ибо действия, порождаемые инстинктом, не сопровождаются каким либо суждением, тогда как действие мыслящей силы сопровождается неким суждением; вернее сказать, она представляет собой ряд суждений.

Кроме того, действие воображающей силы сочетается в ощущаемых вещах, а действие, порождаемое инстинктом, есть суждение об ощущаемом, вытекающее из сущностей, стоящих вне ощущаемого. Так же, как чувство у животных судит об ощущаемых образах, так и инстинкт судит о тех сущностях этих образов, которые достигают инстинкта, но не достигают чувства.

Есть люди, которые, говоря в переносном смысле, называют эту силу воображением. Это им позволительно, ибо нечего пререкаться о названиях, а нужно, чтобы было понятно значение определений и различие вещей.

Эту силу врач не стремится познать, так как вред от ее действий является следствием вредоносных действий других сил, которые функционировали раньше, как например, представления, воображения, воспоминания, о чем мы будем говорить после. Врач же рассматривает только такие силы, которые, когда их действия становятся вредоносными, вызывают болезнь.

Если же за действием силы следует вред, являющийся результатом вреда, вызванного действием силы, которая функционировала раньше, и этот вред порожден дурной натурой или плохим сочетанием частиц в каком либо органе, то врачу достаточно знать, что этот вред последовал по причине дурной натуры данного органа или плохого сочетания частиц, чтобы исправить его лечением или остерегаться его; он не обязан знать, каково состояние силы, до которой что либо доходит только через посредствующее звено, если ему известно состояние силы, до которой то же самое доходит непосредственно.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)