О явлениях, обусловленных тем, что едят и пьют

То, что едят и пьют, действует на человеческое тело трояко: пища и питье оказывают действие только своим качеством, действуют как элемент и действуют всем своим веществом. Иногда понятия, заключающиеся в этих словах, сближаются в общепринятом языковом употреблении, но мы, пользуясь ими, согласимся разуметь вещи, на которые сейчас укажем.

Что касается фактора, действующего своим качеством, то это пища, которой свойственно становиться горячей или холодной, когда она попадает в тело человека и она согревает своей теплотой и охлаждает своим холодом, не уподобляясь при этом составу тела.

Пища, действующая как элемент, такова, что ее вещество претерпевает превращение и принимает образ части какого либо органа человека, но при этом случается, что в ее элементах, принявших образ этого органа, остается с начала до завершения процесса связывания и уподобления остаток прежних качеств, более сильных в своем роде, чем качества, присущие человеческому телу.

Такова, например, кровь, рожденная латуком: ей сопутствует холодность большая, нежели холодность натуры человека, хотя эта кровь и стала кровью, пригодной, чтобы быть частью органа человека. А кровь, рожденная чесноком, действует наоборот.

Что же касается пищи, действующей своим веществом, то она действует видовой формой, в которой существует как таковая, а не качеством, не уподобляясь телу человека или уподобляясь ему.

Под «качеством» я здесь разумею одно из четырех первичных качеств вещей.

В воздействии того, что действует качеством, материя не принимает участия. Пища, действующая как элемент, когда ее элементы изменяют свою субстанцию и претерпевают превращение, обусловленное какой либо силой в теле, выступает, во первых, как замена пищи, усвоенной телом, и, во вторых, разжигает прирожденную теплоту, увеличивая количество крови. Иногда она, в третьих, действует также благодаря оставшимся у нее качествам.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)