Вредные стороны совокупления, связанные с этим состоянием, и злокачественность некоторых его способов

Совокупление выводит часть вещества последнего питания и так ослабляет, как не ослабляет никакое другое опорожнение; выводит оно также вследствие сладострастия и значительную часть вещества пневмы. Поэтому наиболее сладострастные люди больше всего слабеют.

Поистине, совокупления быстро приводят у злоупотребляющего ими к охлаждению и высыханию тела, рассеиванию прирожденной теплоты и истощению сил. Они сначала возбуждают дымную, постороннюю телу теплоту, так что у человека становится больше волос, а затем следует полное охлаждение и ослабление чувства зрения и слуха. Совокупления вызывают слабость и боли в голенях, так что человек едва может нести тяжесть своего тела; иногда его состояние даже походит на скрытую падучую.

Нередко тело такого человека одолевает черная, а затем желтая желчь и у него появляется от слабости головокружение и как будто ползают по членам тела мурашки, начиная с головы и вплоть до большей части позвоночника; бывает у него также звон в ушах.

Зачастую возникают от слишком частых совокуплений острые, жгучие, лихорадки, из за которых люди погибают. Иногда бывает из за этого дрожь, слабость сухожилий, бессонница и пучеглазие, как случается при агонии, а также плешивость, холодные болезни, боли в спине, почках и мочевом пузыре и запирается живот. Иногда частые совокупления порождают куландж и вызывают дурной запах и зловоние изо рта и от десен.

У человека, имеющего в теле желчные соки, приходит в движение после совокупления «гусиная кожа», а если соки в теле гнилостные, то от него веет после совокупления зловонным запахом. У людей со слабым пищеварением возникает после совокупления урчание. Некоторые люди страдают дурной натурой, и если они избегают совокуплений, то чувствуют тоску и тяжесть в теле и в голове, раздражаются и часто у них бывает непроизвольное истечение семени; если же они предаются (совокуплениям), то у них слабеет и сохнет желудок.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)