О сне и бодрствовании

Что касается общего рассуждения о причине естественного сна и субата и противоположных им состояний бодрствования и бессонницы, а также о том, что нужно предпринять, чтобы вызвать каждое из них или устранить их, если они причиняют страдание, и, наконец, о том, что доказывает каждое из этих состояний, и прочее, то обо всем этом понемногу уже сказано в своем месте и еще будет сказано в Книге о частных заболеваниях.

Здесь говорится только об умеренном сне, который укрепляет естественную силу в ее действиях, успокаивает душевную силу и умножает ее субстанцию. Нередко же вследствие того, что он расслабляет, сон становится препятствием для растворения пневмы, какою бы пневма не была.

Поэтому сон переваривает пищу всеми упомянутыми способами переваривания. При помощи сна исправляют ослабление, вызываемое одним из видов растворения пневмы, как например, утомление после совокупления, гнев и тому подобное.

Когда умеренный сон сочетается с уравновешенными по количеству и качеству соками, то он действует как увлажняющий и нагревающий; такой сон более полезен для стариков, потому что он сохраняет у них влагу и возвращает ее обратно. Поэтому Гален упомянул, что он на ночь употреблял приправленный пряностями латук. Латук он употреблял, чтобы заснуть, а приправлял его, чтобы устранить его холодное свойство. Он сказал «Теперь я жажду сна, ибо я уже старик и мне полезно увлажняющее действие сна».

Латук – прекрасное средство для тех, от кого бежит сон. А если до сна побывать в бане после полного переваривания съеденной пищи и обильно полить голову горячей водой, то это прекрасно поможет уснуть.

Что касается средства более сильного, чем это, то о нем мы упомянем в разделе о лечении.

«Канон врачебной науки», Абу Али ибн Сина (Авиценна 980 – 1037)