Небольшая эффективность стрептомицинотерапии

Небольшую эффективность стрептомицинотерапии при выраженных формах многие зарубежные авторы [Мерсер Роф (Roaf), Дебейр (Debeire) и др.] склонны связывать с анемией туберкулезных тканей на почве развивающегося эндартериита и с недостаточной васкуляризацией отграниченных очагов, в особенности творожисто-некротических, куда антибиотики не в состоянии проникнуть; кроме того, недостаточная концентрация стрептомицина в таких слабо васкуляризированных очагах ведет к постепенному привыканию туберкулезной палочки к препарату и выработке стрептомициноустойчивых штаммов.

Отсюда появилось стремление к созданию искусственных условий для лучшего проникновения стрептомицина в пораженные туберкулезом ткани при помощи раскрытия, выскабливания и эксцизий, хотя бы частичных, при которых, по мнению этих авторов, резко улучшается кровоснабжение пораженных участков кости или суставов.

С такого рода объяснениями, конечно, нельзя полностью согласиться, ибо причина лежит не столько в недостаточности кровоснабжения пораженной туберкулезом ткани, сколько главным образом в сущности туберкулезных творожисто-некротических изменений, оказывающих токсическое и нервнотрофическое рефлекторное действие на окружающие ткани, обычно лишь более или менее надежно изолирующие их.

Поэтому решающее влияние оказывают вмешательства радикального типа — удаление отграниченных туберкулезных очагов, чем окончательно избавляют организм от источников постоянного отравления и раздражения.

Конечно, при этом оказывает большое влияние и фактор улучшения кровоснабжения, однако центр внимания должен быть перенесен на первопричину — отграниченные творожисто-грануляционные очаги, а не на следствие — вторичные нарушения кровоснабжения. Стрептомицин, помимо противобактериального действия, обладает также и противовоспалительным, уменьшая эксудативные явления и усиливая фибропластические процессы, содействующие еще в большей степени рубцовому отграничению, но не замещению, в чем мы не раз убеждались в эксперименте и при операциях, производимых после длительного лечения стрептомицином.

По нашим экспериментальным данным, стрептомицинотерапия оказывается эффективной главным образом в тех случаях, когда ее начинают проводить сразу же после заражения, т. е. после введения в кость культуры туберкулезной палочки.

В тех же случаях, когда лечение стрептомицином начинается позднее, спустя 2 — 3 месяца после заражения, при возникновении уже сформированных очагов в кости и образовании выраженных форм костно-суставного туберкулеза (гонита), наблюдается лишь временное затихание процесса с последующей вспышкой (О. В. Савельева, В. А. Соловьев, В. А. Талантов).

Примерно подобные же результаты получены зарубежными авторами, обнаружившими в эксперименте при заражении коленного сустава лишь приостановку прогрессирования, причем гистологически им ни разу не удалось обнаружить признаки полного излечения [Мора и Лламедо (Mora, Llamedo)]. Точно так же, по нашим данным патогистологического исследования 30 препаратов, полученных при резекциях коленного сустава у больных, которым проводилась предварительная стрептомицинотерапия, у 18 были обнаружены активные специфические изменения, а у остальных — единичные бугорки в остаточных рубцах (В. А. Талантов).

Кроме того, у 24 подобных же больных из 34 обследованных бактериологически (прививки животным) были обнаружены в тканях резецированного коленного сустава вирулентные туберкулезные палочки (Е. М. Милованова).

Следовательно, во многих случаях очаговых поражений стрептомицинотерапия ведет не к окончательному излечению, а лишь к лучшей их изоляции, к тому же в более короткие сроки, что нередко затушевывает основную сущность болезни, которая как бы уходит из-под наблюдения врача, но сохраняет свою потенциальную опасность.


«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев