Способы резекций коленного сустава

Резекции, как известно, преследуют цель прежде всего радикального удаления всех пораженных частей сустава. Достигается это путем широкого вскрытия полости, опиливания суставных концов костей, а также иссечения измененных мягких тканей.

Вскрытие коленного сустава производится по-разному, в зависимости от того, чего хотят добиться в последующем: подвижности или анкилоза. Для восстановления подвижности наибольшее значение имеет сохранность разгибательного аппарата, поэтому предпочтительнее продольные разрезы — латеральные [Кохер (Kocher)] или медиальные [Пайр (Рауr)], при которых сохранившая свою связь с голенью и бедром коленная чашечка вывихивается и отводится в сторону (смотрите рисунок ниже).


Доступы к коленному суставу

Доступы к коленному суставу

Слева — медиальный по Пайру; справа — латеральный по Кохеру.


Однако доступ при этом оказывается недостаточным, почему в таких случаях приходится пользоваться или продольным, но срединным разрезом, при котором коленная чашечка с ее связками рассекается в сагиттальной плоскости [старый способ Олье (Oilier), недавно использованный К. Е. Покатиловым], или же прибегать к временному пластическому разрезанию разгибательного аппарата с последующим его восстановлением, что имеет значение главным образом при артропластике [Киршнер (Kirschner), Путти (Putti) и др.].

При операциях, предпринимаемых по поводу туберкулезных воспалительных процессов, необходимо сразу добиваться полной неподвижности, т. е. костного анкилоза, а потому все преимущества на стороне поперечных разрезов, рассекающих и капсулу, и разгибательный аппарат. Разрезы проводятся или с поперечным распилом самой коленной чашечки — транспателлярно [Фолькман (Volkmann)], или проксимальнее коленной чашечки, супрапателлярно [Ган (Gan)] с пересечением сухожилия четырехглавой мышцы, или, наконец, инфрапателлярно [Текстор (Textor)] с рассечением собственной связки надколенника (lig. patellae proprium).

Лучшим разрезом для производства резекции на коленном суставе оказался инфрапателлярный типа Текстора, который и применяется большинством хирургов.

Что касается опиливания суставных концов, то оно в прежнее время производилось поперечно к продольной оси кости и носило более или менее обширный характер. Поднадкостничная методика, введенная Олье, была связана как раз с обширностью производимых в то время резекций и своей конечной целью ставила лучшую регенерацию и по возможности восстановление подвижности, что для настоящего времени не имеет значения.

При обширных резекциях, в особенности при внесуставных, типа Барденгейера (Bardenheuer) производилось опиливание всего суставного конца кости, когда для адаптации оставлялись лишь узкие диафизарные поверхности, что, естественно, часто не давало настоящего костного сращения и приводило к громадным укорочениям и болтающемуся суставу.

Поэтому, естественно, появилось стремление, с одной стороны, к более экономному удалению костей в пределах эпиметафиза, что дает более широкую площадь опила, а с другой — к более тесному соприкосновению ступенчатых распилов (В. И. Гедройц), плоскопараллельных [Кальве (Calve)] и в особенности полукружных, а также их связыванию — остеосинтезу. Используемые для этого металлические гвозди или проволочные швы обычно выгнаивались, чем осложняли заживление, а потому в дальнейшем их применять не стали.


«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев