Стрептомицинотерапия у наблюдаемых больных с вторичным артритом и деструкцией

Стрептомицинотерапия была применена у 63 больных с вторичным артритом и деструкцией в разных стадиях заболевания, что ярко отразилось и на результатах. Так, из 34 больных с начальными и свежими процессами (не свыше 2 лет) у большинства (31) положительный результат клинически был отмечен через 8 — 9, а рентгенологически — через 9 — 12 месяцев (без обширной деструкции) и лишь у 3 больных стрептомицин не оказал никакого действия; у 16 из этих больных была произведена завершающая резекция, при которой, несмотря на проведенное лечение стрептомицином (45 — 100 г), у 11 больных были обнаружены грануляционные и грануляционно-творожистые изменения с бугорками.

У 12 больных с давностью заболевания от 2 до 5 лет и выше стрептомицинотерапия существенных результатов не дала, что получило подтверждение и на последующей операции у 10 больных, у которых были обнаружены специфические творожистые и гнойные изменения. Точно так же нельзя было отметить, заметного влияния стрептомицинотерапии у 17 больных со старыми рецидивирующими процессами, из которых 16 были оперированы (3. П. Глухарева). Примером благоприятного воздействия стрептомицинотерапии на больных с сумочной формой коксита могут служить следующие две истории болезни.

Больная Ч., 2 1/2 лет

Больная Ч., 2 1/2 лет, поступила в институт 16/Х 1953 г. по поводу туберкулезного синовита правого тазобедренного сустава. Давность заболевания 1 месяц.

При поступлении общее состояние больной несколько ослабленное, бледная. РОЭ 25 мм в час. Внутренние органы без патологических изменений. При исследовании тазобедренного сустава определялась припухлость мягких тканей и болезненность при пальпации, особенно наружно-заднего отделов сустава.

Сгибание и разгибание в полном объеме, ротация и отведение ограничены и болезненны. Изменения длины конечности нет.

Мышечная атрофия бедра 1,5 см. Симптом Александрова положительный.

На рентгенограмме имеется остеопороз костей, образующих тазобедренный сустав; очаговых изменений не определяется (смотрите рисунок ниже положение — а).

Смотрите рисунок — Остеохондропатия головки бедра (болезнь Пертеса)

Под влиянием комплексного санаторно-ортопедического и антибактериального лечения (больная получила 30 г стрептомицина и 210 г ПАСК) наступило затихание процесса; через 10 месяцев исчезла пролиферация мягких тканей в области сустава и боль при исследовании его. Рентгенологически остался небольшой остеопороз; очаговых деструктивных изменений не обнаружено (смотрите рисунок ниже положение — б).

Смотрите рисунок — Остеохондропатия головки бедра (болезнь Пертеса)

Через 1 год 1 месяц больная выписана без фиксационного аппарата с полной подвижностью сустава.

Больная Р., 4 лет 10 месяцев

Больная Р., 4 лет 10 месяцев, поступила в институт 10/IX 1953 г. по поводу туберкулеза левого тазобедренного сустава с давностью заболевания 6 месяцев. При поступлении жаловалась на боли в левом тазобедренном суставе и хромоту.

Левая нижняя конечность в положении сгибания под углом 165°, движения резко ограничены, особенно ротация Мягкие ткани в области сустава несколько утолщены, пастозны, пальпация сустава болезненна.

На рентгенограмме определялся незначительный остеопороз костей, образующих левый тазобедренный сустав; очаговых деструктивных изменений не обнаружено.

В институте больной проводилось санаторно-ортопедическое лечение, она получила 30 г стрептомицина. Через 4 месяца от начала лечения пролиферация и боли в суставе исчезли, увеличился объем движений. Деструктивные очаги в костях, образующих сустав, не выявились.

Через 2 года после выписки из института девочка здорова.

«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев