Оценка хирургического метода

К концу XIX и началу XX века накопился уже значительный материал, который дал возможность в известной степени оценить хирургический метод. Основные упреки по его адресу сводились прежде всего к опасности самой операции, а также к частоте рецидивов и плохим функциональным результатам.

И хотя постепенно опасность операции снижается, а у отдельных авторов она достигает уже предельно малой величины (у Фолькмана из 48 оперированных умерло только 4, у Олье из 20 — 2, у Подреза из 21 — ни один не умер), однако общая оценка достигнутых результатов перестает удовлетворять большинство хирургов, тем более что функциональные результаты далеко не всегда оказываются достаточно ценными.

Поэтому к началу XX столетия замечается отход в сторону консервативного лечения, ибо, как заявил Кениг, «туберкулезный тазобедренный сустав, излеченный без резекции, нам более приятен благодаря своей прочности, несмотря на недостающую подвижность».

Такое критическое отношение к хирургическому лечению совпало с успехами санаторно-климатического лечения, аэро-гелиотерапии в сочетании с тщательно проводимыми ортопедическими мероприятиями.

Менар в своем капитальном труде (Etude sur la coxalgie), вышедшем в 1907 г., как бы подводит итоги всего предыдущего периода и в известной степени его заканчивает. Особого внимания заслуживает огромный практический опыт автора, который в максимальной степени используя санаторно-климатический метод, вместе с тем широко применял хирургические вмешательства.

На общее число больных туберкулезным кокситом (1321), находившихся на лечении в Берке за 10 лет (1895 — 1904), было произведено 268 радикальных операций (20,2%), из них 24 «асептических выскабливания» при закрытых формах, закончившихся первичным натяжением, и 224 резекции при открытых формах с нагноительными осложнениями и свищами у больных, жизни которых угрожала опасность.

Оперировались дети до 15 лет в разгар болезни, чаще в первые 6 месяцев, реже — позднее. У 35 больных произведена повторная резекция и у 16 — вторичная дезартикуляция. О тяжести состояния больных можно судить хотя бы потому, что из 268 оперированных у 105 больных (40%) обнаружена перфорация вертлужной впадины, у 42 — внутритазовые абсцессы и у 81 — секвестры, главным образом (90%) в вертлужной впадине и только у 8 (10%) — в головке и шейке.

Послеоперационную смертность у таких тяжелобольных можно считать умеренной — умер 41 больной, что составляет 15,3% к общему числу оперированных (268). Сопоставляя послеоперационную смертность со смертностью неоперированных больных (5,2%), автор резонно заявляет: «Вполне понятно, что процент смертности среди оперированных гораздо выше (в 3 раза — П. К.), чем среди больных, лечившихся консервативно, ибо оперированы наиболее тяжелые случаи».

Произведенные Менаром во время многочисленных операций тщательные наблюдения явились крупным вкладом в учение о туберкулезном коксите, а практический опыт самих операций оказал влияние на последующее развитие метода лечения. Работа Менара стоит как бы на грани перехода от периода увлечения обширными резекциями к более щадящим и бескровным, в частности санаторно-ортопедическим методам, которые получили обоснование в его трудах.

«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев