Наблюдение за оперированными больными

У 17 больных, у которых полностью рассосался трансплантат, имелась подвижность в суставе, неустойчивость конечности и боли.

Чаще всего рассасывание трансплантата наблюдалось на месте внедрения в большой вертел, реже — в подвздошную кость с образованием полусуставов.

Причиной неудачи большей частью служило наличие остатков воспалительных изменений или мощных рубцов, мешающих спайке. Наибольший процент неудача наблюдался у детей, у которых процесс не потерял еще активности, а хрящевая масса большого вертела не дает спайки с внедренным в него трансплантатом, на что указывали еще Соррель и Ришар.

Несколько лучшие результаты наблюдались у тех больных, у которых артродез (подвздошно-вертельный с трансплантатом из большеберцовой кости) сочетался с остеотомией, операцией, которую мы стали производить после 1945 г. (смотрите рисунок ниже).


Артродез с остеомой. Больная К., 12 лет

Артродез с остеомой. Больная К., 12 лет (а)Артродез с остеомой. Больная К., 12 лет (б)

а — рентгенограмма через 6 месяцев после операции; б — через 6 лет после операции.


Весьма целесообразную методику предложил Г. С. Бом, используя для артродезирования трансплантат, взятый из бедренной кости (смотрите рисунок ниже).


Артродез с остеотомией по Бому

Артродез с остеотомией по Бому


Но вместе с тем следует указать, что технически операция внесуставного артродеза с подвертельной остеотомией по сложности, длительности и травматичности не уступает резекции сустава.

В общем же результаты произведенных нами артродезирующих вмешательств на тазобедренном суставе в качестве лечебно-вспомогательной операции приведены в таблице ниже.

Результаты произведенных нами артродезирующих вмешательств

Исход Количество наблюдений Всего
артродезы артродез с остеотомией число %
Анкилоз 64 25 89 63,8
Отсутствие спаяния 26 6 32 22,8
Неизвестно 11 6 17 11,9
Смерть 1 1 2 1,5
Всего 102 38 140 100,0

Таким образом, лечебно-вспомогательные операции типа внесуставного артродеза дали положительный эффект лишь у 2/3 оперированных, что, естественно, не может нас удовлетворить.

Приходится согласиться с М. Е. Петровской, автором этой разработки, что внесуставной артродез можно рассматривать как лечебно-вспомогательную операцию переходного периода, а именно как переход от строго консервативного лечения к радикальному — резекции, и может применяться лишь по сравнительно узким показаниям, при затихании процесса и отсутствии внутрисуставных патологических включений (секвестров), при незначительной подвижности и статических болях.

В последнее время вопрос об артродезе как самостоятельном методе лечения туберкулезного коксита подвергается коренному пересмотру не только нами, но и многими другими советскими хирургами-ортопедами (Ф. Р. Богданов, Н. П. Новаченко, В. Д. Чаклин, К. Е. Покатилов и др.).

Если ближайшие результаты такого вмешательства оказываются весьма благоприятными и ободряющими, то отдаленные наблюдения уже выявили ряд неблагоприятных моментов как в патологическом отношении, поскольку нередко стали отмечаться обострения и рецидивы туберкулезного процесса, так и в анатомо-функциональном в смысле недостаточной прочности сращения и частоты рассасывания трансплантата.

Вместе с тем выяснилось, что радикальное удаление патологических очагов в суставе при помощи завершающей экономного типа резекции ликвидирует процесс и приводит к окончательному излечению, а наступающее при этом, как правило, внутрикостное сращение — анкилоз в правильном положении — надежно восстанавливает опороспособность.

Опасности, связанные с производством резекции, в настоящее время значительно уменьшились, хотя, конечно, остаются достаточно серьезными.

Поэтому показания к применению артродеза как самостоятельного вида лечения туберкулеза тазобедренного сустава должны быть резко сужены, но их роль как дополнительного артродезирующего пособия при резекции значительно расширяется и становится почти обязательной во всех случаях внутрисуставной операции.

«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев