Литературные данные собранные М. С. Белавиной

По литературным данным, собранные М. С. Белавиной, различают поверхностный остеопериостальный кариес и глубокий или спонгиозный туберкулез [Мелтон (Melton), 1935], либо интраоссальный и параоссальный (В. Г. Штефко, 1936).

А. 3. Соркин (1940) при локализации процесса в наружном отделе большого вертела гистологически обнаружил толстые костные балки, утолщенную надкостницу, а в кости — неспецифическую перестройку костных балок, образующих барьер.

При затихании процесса в слое, прилежащем к большому вертелу, обнаруживаются инкапсулированные очаги творожистого некроза и обломки некротизированных костных балок, подвергающихся резорбции. В стадии репарации вокруг очагов развиваются массивные прослойки плотной соединительной ткани с толстостенными кровеносными сосудами.

Костное поражение большого вертела может выражаться в некрозе его [Тил (Teall)], наличии каверны с секвестрами (Соррель), в виде кист, покрытых грануляционной оболочкой с некротическим содержимым [Каллиус (Каllius)], или в виде центрального остита без некроза и без периостита (Ле Фор).

С. Л. Трегубов полагает, что костные очаги при туберкулезном трохантерите могут исчезать, заполняясь костной тканью, или распространяться по поверхности, являясь источником гнойника.

По мнению Штракера (Stracker), морфологического восстановления костной ткани при туберкулезном трохантерите не происходит.

По нашим данным, патологоанатомическая картина туберкулезного трохантерита представляется преимущественно в виде краевых поражений или ограниченных деструктивных очагов — каверн, нередко с секвестрами, расположенных, как правило, в наружном отделе большого вертела, и часто сопровождается вовлечением в процесс слизистых сумок с образованием натечных абсцессов и свищей.

Больная Н., 27 лет,
поступила 15/VIII 1950 г. с жалобами на боли в области левого большого вертела. Давность заболевания 2 года.

Общее состояние больной хорошее; со стороны внутренних органов патологических изменений не отмечалось.

В области большого вертела слева мягкие ткани инфильтрированы и болезненны при надавливании. Движения в тазобедренном суставе свободны, с некоторым ограничением ротации.

На рентгенограмме определяется в большом вертеле большой очаг деструкции с нарушением целости кортикального слоя.

После 4-месячного лечения гипсовой повязкой и стрептомицином была произведена радикальная операция — резекция большого вертела (опил). Рана зашита наглухо. Заживление без осложнений. Больная выписалась через 3 месяца после операции без жалоб.

При гистологическом исследовании препарата в толще удаленного большого вертела обнаружен пристеночный творожистый очаг с секвестром. В окружающей соединительной ткани имелись рубцующиеся творожисто-бугорчатые грануляционные изменения (смотрите рисунок ниже).


Туберкулез большого вертела

Туберкулез большого вертела

Резекция. Пристеночный творожистый очаг в кости с секвестром и прорывом в мягкие ткани. Больная Н., 27 лет (рисунок с гистотопографического препарата).


Слизистая сумка не была вовлечена в процесс.

В исключительно редких случаях наблюдается полное разрушение — расплавление большого вертела, часто с образованием секвестров.

«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев