Коллатеральное кровообращение после выключения сосудов на фоне моделирования операций и патологических состояний в эксперименте

Пересечение и сшивание органа — это, как известно, модель операции, постоянно применяющейся в клинике. Если на эти опыты смотреть с клинической, прикладной стороны, то здесь, собственно, представляется возможность изучать окольное кровообращение органа, протока на фоне моделирования операций, изучать пределы допустимых выключений сосудов сшиваемых отрезков, т. е. пределы, за которыми уже следует недостаточность васкуляризации швов и, соответственно, их расхождение.

Это уже, несомненно, прикладной аспект — изучение окольного кровотока на фоне моделирования операций. Этому аспекту мы и уделяли внимание. Мы стремились воспроизвести модели операций в сочетании с выключением сосудов оперированных органов, т. е. в условиях окольного кровообращения, а также в ряде случаев выявить возможности «спонтанной» и артифициальной реваскуляризации таких одновременно ишемизированных и патологически измененных либо оперированных органов.

С этой целью в хронических опытах на собаках, кроликах (около 2000 опытов) производились следующие вмешательства на органах пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и нервах: лигирование протока околоушной слюнной железы (модель слюннокаменной болезни), аутотрансплантация железы (В. Ю. Шейнман), швы мышц дна ротовой полости (Р. К. Караев), циркулярные швы шейного отдела пищевода (А. М. Воробьев), интенстинопликация по Ноблю, моделирование «спаечной болезни» кишечника (Е. С. Зобнев), швов желудка (А. А. Аширбаев), ларингофиосуры и иссечения голосовых связок (Т. С. Сетеков), мобилизация и циркулярный шов трахеи (К. К. Кененбаев), неоуретероцистоанаетомоз по методам Сампсона и Боари (В. Н. Гутенёв), аутотрансплантация мочевого пузыря, реваекуляризация пузыря путем вентропексии либо подшивания к пузырю лоскутов на ножке из прямых мышц брюшной стенки (Л. Я. Шницер, М. О. Огомбаев), илео- и колоцистопластика с резекцией 1/2 и 2/3 мочевого пузыря, аутотрансплантация матки с ее оментизацией по Жорданиа и Гоциридзе и без оментизации, шов влагалища (В. Т. Мироненко), мобилизация ряда черепномозговых и спинномозговых нервов (С. И. Черкашин, Е. И. Кубанова) и ряд других операций, изложенных в настоящей книге.

К этим исследованиям тесно примыкает изучение окольного кровотока на фоне моделирования патологических состояний, присущих человеку, что также приближает изучение окольного кровообращения к запросам практической медицины.

О необходимости развития таких исследований окольного кровотока настоятельно подчеркивалось на 3-ей тематической конференции, посвященной коллатеральному кровообращению (Ивано-Франковск, 1967), (Д. А. Жданов, Е. П. Мельман и др.). В таких исследованиях, естественно, должны выявляться новые закономерности развития окольного кровотока, отличные от тех, которые возникают после выключений сосудов практически «здоровых», интактных органов.

Здесь возникают новые пределы допустимых выключений сосудов, по иному ведут себя сосуды межорганных «артифициальных» и «спонтанных» сращений.

Так, например, выключение основных экстраорганных сосудов при интактном мочевом пузыре приводит к развитию достаточного окольного кровотока. Однако аналогичное выключение сосудов на фоне «нейрогенного» пузыря, возникающего вследствие двусторонней перерезки тазовых нервов неизбежно приводит к обширным некрозам и гибели животных.

Здесь не помогает даже попытка артифициальной реваскуляризации пузыря (М. О. Огомбаев).

А. Лейтес

«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса