Двусторонняя перевязка всех основных артерий, питающих глотку

В одной группе опытов производилась двусторонняя перевязка всех основных артерий, питающих глотку (восходящая глоточная и восходящие ветви краниальной щитовидной артерии).

В другой группе опытов с двух сторон выключались основные артерии и вены, подходящие к глотке. В следующей группе опытов двустороннее выключение основных артерий глотки сочеталось с одновременной мобилизацией шейного отдела пищевода, что значительно усложняло возможности окольного кровоснабжения глотки со стороны сосудов пищевода.

Во всех этих опытах в ближайшие послеоперационные дни обнаруживались в разной мере выраженные сдвиги ангиоархитектоники оболочек глотки. В опытах с одновременным выключением артерий и вен глотки наибольшие сдвиги ангиоархитектоники отмечались в слизистой оболочке, а в опытах с выключением артерий в сочетании с мобилизацией пищевода — в адвентициальной и мышечной оболочках.

Эти данные свидетельствуют о неравноценности сосудистых сплетений отдельных оболочек глотки, об их различной степени участия в развитии окольного кровотока (несмотря на тесные связи сосудистых сплетений отдельных оболочек в пределах органа).

В опытах с одновременным выключением артерий и вен сдвиги ангиоархитектоники оболочек глотки даже через 13 дней продолжают оставаться выраженными.

В опытах с выключением артерий глотки и мобилизацией шейного отдела пищевода, напротив, через 20 дней уже отмечается тенденция к нормализации ангиоархитектоники.

Таким образом, одновременное выключение артерий и вен глотки не приводит к благотворным условиям редуцированного окольного кровотока.

Наконец, в ряде опытов после выключения всех основных артерий глотки производилось циркулярное рассечение и тут же сшивание адвентициальной и мышечной оболочек в каудальной трети глотки.

При этом в участках глотки, расположенных краниальнее уровня рассечения оболочек, создавались крайне затрудненные условия окольного кровотока. Здесь в значительной мере нарушалась возможность реваскуляризации глотки со стороны сосудов пищевода. В этих опытах через 7 дней в адвентициальной оболочке гортанной части глотки отмечалось резкое увеличение диаметров и штопорообразная извитость артерий и вен, особенно в участках, прилежащих к области рассечения оболочек; большинство сосудов ориентировано вдоль длинника органа.

В мышечной оболочке обнаруживаются аналогичные изменения. Хорошо определяются вытянутые по длине мышечных пучков капиллярные петли. В фиброзном слое также обнаруживается сгущение сосудистых петель. Видны артериоловенулярные мостики, которые располагаются главным образом вблизи участка рассечения адвентициальной и мышечной оболочек.

Хорошо выражены паравазальные сосудистые петли, охватывающие артерии и вены. В слизистой оболочке сосудистые петли резко вытянуты по длине органа.

Обнаруженные сдвиги ангиоархитектоники свидетельствуют о высокой пластичности кровеносных сосудов отдельных оболочек глотки, что может быть учтено при наложении глоточно-пищеводных анастомозов.


«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса