Емкость кровеносных сосудов сращений

Емкость кровеносных сосудов сращений увеличивается на 290 — 330% по сравнению с аналогичными опытами, но без выключения сосудов брыжейки. При сопоставлении результатов 2-х серий опытов видно, что кровеносные сосуды сращений кишки с брюшной стенкой после нарушения кровоснабжения кишки в большей мере проявляют свои пластические возможности, по сравнению с кровеносными сосудами межкишечных сращений в тех же условиях. Отражением этого и явился тот факт, что создание сращений тонкой кишки с брюшной стенкой позволило увеличить известные пределы допустимых пересечений брыжейки в 4 — 4,5 раза, т. е. до 46 см по длине кишки.

В третьей серии опытов сращенные между собой, предварительно скарифицированные, петли тонкой кишки тщательно окутывались свободным краем большого сальника и подшивались после удаления участков брюшины к поперечной мышце живота. Таким образом, в этих опытах, по сравнению с предыдущей серией опытов, возникали дополнительные сращения большого сальника с кишкой и брюшной стенкой.

Спустя 30 дней после подшивания оментизированной кишки к брюшной стенке пересекалась брыжейка вблизи кишки на протяжении 65 — 87 см. Все животные погибли на 5 — 9 сутки от гангрены ишемизированной кишки на протяжении 15 — 20 см. В этих опытах на уровне зоны полного и частичного некроза кишки емкость кровеносных сосудов сращений на 450 — 500% превышает емкость кровеносных сосудов аналогичных 30-дневных сращений при сохраненной васкуляризации кишки.

Концентрация кровеносных сосудов сращений, по сравнению с контрольными опытами, увеличивается в 1,5 — 2 раза. Встречается большое количество штопорообразно извитых анастомозов между сосудами сращений и сосудами наружного мышечного слоя ишемизированной кишки.

В опытах с пересечением брыжейки на протяжении до 63 см через 30 дней после подшивания оментизированной кишки к брюшной стенке кишка оставалась жизнеспособной, животные были забиты через 30 дней после операции (общий срок развития сращений — 60 дней). В этих сращениях кровеносные сосуды увеличиваются в диаметрах на 80 — 100 мк (по сравнению с сосудами межкишечных сращений в аналогичные сроки наблюдений) и составляют 140 — 400 мк. Сосудистые сплетения становятся более мелкопетлистыми по сравнению с контрольными опытами.

Крупные кровеносные сосуды становятся более извитыми, чем сосуды межкишечных сращений в контрольных опытах.

Как видно из изложенного, по мере усложнения сращений увеличивается количество и емкость прорастающих в них кровеносных сосудов и, соответственно, возрастают их компенсаторные реакции, обеспечивающие реваскуляризацию ишемизированных отрезков кишки в первой серии опытов на протяжении до 11 см, во второй серии — до 46 см, в третьей — до 63 см.

Превышение этих размеров приводило к некрозам кишки, хотя емкость кровеносных сосудов сращений на уровне некротических участков возрастала (по сравнению с контрольными опытами) в первой серии опытов на 250 — 300%, во второй серии — на 290 — 330%, в третьей серии — на 450 — 600%.


Емкость кровеносных сосудов межкишечных сращений

Емкость кровеносных сосудов межкишечных сращений

Емкость кровеносных сосудов межкишечных сращений, сращений тонкой кишки с большим сальником и брюшной стенкой при сохраненной васкуляризации кишки; б) изменения емкости кровеносных сосудов межкишечных сращений, сращений тонкой кишки с большим сальником и брюшной стенкой после выключения сосудов брыжейки; 1 — межкишечные сращения, 2 — сращения кишки с брюшной стенкой, 3 — сращения тонкой кишки с большим сальником (4) и брюшной стенкой (5). (Из работ Е. С. Зобнева).


Следовательно, ишемия одного из сращенных органов, в частности, тонкой кишки, приводит к развитию массовых межорганных сращений и значительной перестройке их сосудов, являющейся морфологическим проявлением компенсаторной реакции, которая направлена на восстановление нарушенного кровотока в ишемизированной кишке.

R. Asson, 1910; С. Lanz, 1934; A. Lezius, 1936, в эксперименте производили отсечение брыжейки тонкой кишки с одновременным замещением ее большим сальником. При этом длина жизнеспособной части кишки составляла 10 — 13 см, 3. Ф. Тимакова (1962) через 30 дней после предварительной оментизации тонкой кишки с положительным результатом пересекала брыжейку вблизи стенки кишки на протяжении 40 см.

Как видно из полученных нами данных, создание межкишечного спаечного процесса в сочетании с подшиванием к брюшной стенке сохраняет жизнеспособность ишемизированной кишки на протяжении до 46 см, а в сочетании с большим сальником — до 63 см, т. е. увеличивает пределы допустимых выключений сосудов брыжейки в 4 — 6 раз по сравнению с возможностями выключения тех же сосудов при интактной тонкой кишке и на 20 см — по сравнению с данными 3. Ф. Тимаковой.

Результаты исследований Е. С. Зобнева дополняют данные многочисленных целеустремленных исследований Д. М. Голуба и сотр. (1957 — 1970), в которых детально изучаются кровеносные сосуды, прорастающие в искусственно вызываемых сращениях петель тонкой кишки со многими органами брюшной и тазовой полостей, преимущественно при сохраненном кровоснабжении сшиваемых органов.

В настоящее время производятся многочисленные органопексии с целью реваскуляризации ишемизированного органа (интестинокардиопексия, интестиноренопексия и др.). При этом основное внимание уделяется наличию обширного сосудистого русла органа — васкуляризатора и в меньшей мере — кровеносным сосудам самих межорганных сращений.

Между тем успех реваскуляризации ишемизированного органа определяется не только наличием обширного сосудистого русла органа — реваскуляризатора, но и достаточно высокими пластическими возможностями сосудов межорганных сращений, которые, в конечном счете, могут определять функциональную достаточность данного сосудистого органоанастомоза.

Исходя из изложенного, полученные данные о пластичности кровеносных сосудов межорганных сращений могут быть учтены в клинике при выполнении различных интестиноорганопексий с целью реваскуляризации органа (интестинокардиопексия, интестинонефропексия и др.).

«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса