Опыты Э. Ш. Мамырбаевой

В опытах Э. Ш. Мамырбаевой артерии расширяются в большей мере, чем вены, т. к. возникает действенный окольный кровоток, повышение кровотока в рядом расположенных интактных долях печени, направленного на реваскуляризацию ишемизированных долей. В этих условиях расширяются артерии в триадах и, соответственно, внутридольковые синусоиды, а также центральные вены.

Наряду с этим вены в триадах не расширяются, расширение поддольковых вен также не наблюдается.

Таким образом, путем сопоставлений диаметров в этих опытах, отчетливо видна замещающая роль ветвей печеночной артерии после полной подпеченочной блокады воротного кровотока.

Причем компенсаторная реакция распространяется через синусоиды только до уровня центральных вен, что оказывается вполне достаточным для нормализации внутриорганного кровотока печени, однако, ни в какой мере не обеспечивает реваскуляризацию тех долей, в которых одномоментно прекращался и артериальный, и портальный кровоток, несмотря на антибиотикотерапию, что в целом соответствует данным Б. С. Кутневич (1968), выключавшей печеночную артерию.

В следующей группе опытов на 5 собаках производилось дозированное стенозирование ствола воротной вены на 2/3 ее просвета и тут же одномоментно выключались две долевые артерии, идущие в левую медиальную и левую латеральную доли печени. Несмотря на столь выраженное стенозирование воротной вены в этих опытах, животные оставались жить.

Расхождение полученных Э. Ш. Мамырбаевой данных в этих и предыдущих опытах связано с тем, что автор применяла в последней группе опытов антибиотики в течение 15 — 20 дней.

Однако следует отметить, что антибиотики не всегда предохраняют ишемизированные доли от бурно развившейся анаэробной инфекции, приводящей к некрозу этих долей (Б. С. Кутневич, 1968).

По-видимому, это и является причиной существующих больших расхождений в оценке клиницистами и экспериментаторами результатов перевязки печеночной артерии, либо ее долевых ветвей. Именно в связи с этим мы считаем возможным сопоставление всех приведенных опытов с применением антибиотиков и без их применения.

Таким образом, на основе этих данных, особенно результатов последней серии опытов, Э. Ш. Мамырбаева приблизилась к выявлению предела допустимого стенозирования ствола воротной вены, за которым выключение двух долевых ветвей печеночной артерии, даже под защитой антибиотиков, должно привести к постоянно выраженному омертвению этих ишемизировянных долей печени.

Полученные данные несколько детализируют результаты весьма интересных исследований А. В. Дроздовой (1965) и др. В клиническом аспекте такие данные должны выявить те глубоко зашедшие стадии цирротического процесса в печени, при которых перевязка печеночной артерии не только не окажется спасительной операцией, а наоборот, может привести к самым неблагоприятным последствиям, вплоть до летального исхода.

Как видно из изложенных данных, 15-ти дневная механическая желтуха, острый гепатит и неполная подпеченочная блокада воротного кровотока (стеноз воротной вены на 3/4 ее просвета) — все эти, хотя и разнородные, причины приводят к тому, что выключение на их фоне 2-х долевых ветвей печеночной артерии, которое обычно компенсируется развитием окольного кровотока при интактной печени, здесь вызывает развитие некроза этих долей.

При сопоставлении результатов этих разнородных опытов можно отметить, что при гепатите в ишемизированных долях возникают аваскулярные очаги, которые уже в опытах с механической желтухой приобретают более разлитой характер, а в опытах с подпеченочной блокадой воротного кровотока аваскулярные зоны почти полностью охватывают ишемизированные доли.


«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса