Преобразования кровеносных сосудов почки при моделировании ряда патологических состояний

Морфологии окольного кровотока почки при патологии и после перевязок кровеносных сосудов в эксперименте посвящено большое количество исследований (А. П. Любомудров, В. И. Панов, Э. Л. Фрайфельд, 1958; Б. Е. Деринг, А. П. Любомудров, 1959; Т. П. Горбашева и Л. Н. Пушкарев, 1956; Н. С. Саттарова, 1963; В. И. Клипич, 1964 и др.).

Значительно меньше изучено коллатеральное кровообращение почки также после выключений сосудов, но на фоне моделирования патологических состояний (Е. В. Дианова, 1964, 1966, 1967, 1970; С. М. Кородай, 1966 и др.), что в корне меняет условия развития окольного кровотока. Так, например, любая тяжелая травма (в том числе и сдавление конечности) приводит к значительным функциональным и морфологическим изменениям почек (М. И. Кузин, 1959; А. Я. Пытель, 1945, 1951; М. Р. Марцинович, 1954; и др.).

В основе этих изменений лежит нервно-рефлекторное расстройство кровообращения в почке (спазм артерий коркового вещества), при котором основная масса крови может циркулировать по укороченному пути (шунт Trueta) и сбрасываться в мозговой слой, минуя корковое вещество, что ведет к избирательной ишемии коры, вплоть до развития кортикальных некрозов почки (А. Я. Пытель, 1955; Trueta, 1947).

Почки также существенно страдают при патологии сердечной деятельности. Здесь также возникает шунтирование внутриорганного кровотока, что еще недостаточно изучено в анатомическом плане, так как макромикроскопические исследования преобразований кровеносных сосудов почек при различных видах патологии сердца уступает место клиническим и патологическим исследованиям (С. Г. Вайсбейн, 1950; Я. В. Оберемченко, 1957; А. К. Мерзон, 1961; 1965; Л. Н. Рябинина, 1964; Л. И. Богданова, 1966; Л. Л. Бранчевский, 1966; А. И. Фрулкфурт, 1967; Ю. Г. Алексеевских, 1967, 1968 и др.).

Исходя из положенного в нашей лаборатории, Б. П. Губанов и А. И. Артамонова изучали в макро-микроскапическом поле зрения преобразования кровеносных сосудов почки после выключения сегментарных артерий на фоне нарастающего гидронефроза, а также при турнякетном шоке и некоторых патологических состояниях сердца.

В контрольных опытах после выключения сегментарной артерии почки изменения артериального русла возникают сразу же после выключения сосуда.

Так, артерии почки увеличиваются в диаметре, приобретая широкопольный тип ветвления. Наряду с этим в 1,5 — 2 раза возрастают диаметры кровеносных сосудов мочеточника и фиброзной капсулы почки. В других контрольных опытах Б. П. Губанова через 10 дней после изолированной перевязки мочеточника величина гидронефротической почки по сравнению е нормой увеличивается в 1,5 — 2 раза.

Междольковые артерии уменьшаются в диаметре и удлиняются, уменьшается их количество. Сосуды фиброзной капсулы и мочеточника по сравнению с нормой увеличиваются в диаметре в 1,5 — 2 раза. Корковое вещество истончается.

Наконец, в основной группе опытов у 16 собак после одновременного выключения сегментарной артерии и перевязки мочеточника изменения артерий возникают почти сразу же после операции. Междолевые артерии удлиняются, уменьшаются в диаметре и приобретают прямолинейный ход.

Количество их уменьшается. Диаметры сосудов мочеточника и фиброзной капсулы значительно увеличиваются по сравнению с нормой. Через 15 — 25 дней почка вместо обычной бобовидной формы приобретает округлую, размеры ее по сравнению с нормальной возрастают в 2 — 2,5 раза Корковое вещество почки истончается.

«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса