Состав тазового нервного сплетения

Состав тазового нервного сплетения очень сложный. Исходя из этого, в рассмотренных опытах трудно говорить о влиянии перерезки определенных нервных волокон на развитие окольного кровотока в мышцах тазового выхода.

Однако подобные удаления узловых отделов тазового нервного сплетения наиболее приближаются к клиническим условиям при операциях на органах малого таза.

В рассматриваемых опытах через 2 недели в мышцах появляются разрушенные капилляры, а на гистологических препаратах обнаруживается множество мышечных волокон в различных стадиях дистрофии. Этому соответствует снижение показаний сфинктерометра на 19%.

Через 30 дней емкость сосудистого русла мышц, п. з. п., уж в 16 раз превышает норму, а на препаратах выявляется максимальная деструкция капилляров, наблюдается картина массовой дегенерации мышечных волокон в мышцах, п. з. п., и наружном сжимателе прямой кишки.

При этом, содержание гликогена снижается на 46%, а сила замыкающего аппарата прямой кишки — на 37% (в контрольных опытах без вмешательств на нервах к 30 дням в мышцах тазового выхода начинается нормализация сосудистого русла и восстановление содержания гликогена).

В течение 5 — 6 месяцев емкость сосудистого русла оставалась на высоких цифрах, обнаруживались расширенными все звенья сосудистого русла. Первоначальная сила замыкающего аппарата прямой кишки восстанавливалась только к концу 5-го месяца после операции.

Таким образом, двустороннее удаление узловых отделов тазового нервного сплетения в ранние послеоперационные сроки способствует развитию коллатерального кровообращения мышц тазового выхода.

Однако в дальнейшем нарастают глубокие изменения ангиоархитектоники мышц, п. з. п., и дистрофические процессы в этих мышцах. Результаты этих опытов подтверждают данные Р. А. Бардиной, 1958; И. Д. Лев, 1959; М. Г. Привеса, 1959, 1966; Е. П. Мельмана и сотр., 1964, полученных на мышцах конечностей, об отрицательном, антифизиологическом, в конечном счете, влияние выключения вегетативных нервов на развитие окольного кровообращения и состояние тканевых структур практически «здоровых» скелетных мышц. (Вопросы влияния перерезок нервов на развитие окольного кровотока патологически измененных органов могут составить самостоятельную главу).

В то же время в рассматриваемых нами опытах можно фиксировать внимание на особенностях развития окольного кровотока мышц тазового выхода (после выключений сосудов) на фоне «нейрогенных» поражений этих мышц (вследствие двустороннего удаления узловых отделов тазового нервного сплетения).

Мы полагаем, что здесь не просто перестановка основных исходных опытов, а нечто более глубокое, чему, однако, не уделяется внимание в подобных экспериментах.


«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса