Сосудистая реакция по всему протяжению нерва

Через 15 дней после хирургической мобилизации начального отдела лицевого нерва все еще отмечается выраженная сосудистая реакция по всему протяжению нерва. На просветленных, инъецированных тушью препаратах сглаживаются границы мобилизованного участка.

В те же послеоперационные сроки изменения сосудов седалищного нерва в мобилизованном участке обнаруживают уже тенденцию к нормализации, и отмечается большая концентрация сосудов, по сравнению с лицевым нервом. Со стороны тканей, окружающих мобилизованные участки лицевого и седалищного нервов, начиная с 5 — 7 дня, прорастают сосуды спаек, которые приобретают существенное значение в сроках нормализации сосудистого рисунка. Особенно это выявляется при сопоставлении с контрольными опытами, где мобилизация нервов сопровождалась предотвращением развития сосудов спаек путем окутывания нервов целлофановыми прокладками.

При этом сроки восстановления ангиоархитектоники, по сравнению с предыдущими опытами, отстают на 10 — 15 дней и составляют для лицевого нерва 25 — 30 дней (вместо 15 дней), а для седалищного нерва 30 — 35 дней (вместо 20 — 25 дней).

Таким образом, в рассмотренных опытах после однотипной мобилизации лицевого и седалищного нервов обнаруживаются определенные различия в динамике преобразования их внутриствольной ангиоархитектоники. Но это, несомненно, связано с различной степенью васкуляризации областей расположения нервов, а также с различной топографией внутриствольных сосудов лицевого и седалищного нервов кролика в норме, что, в свою очередь, должно объясняться, по-видимому, различиями внутриствольного строения нервов. В этих опытах следует учитывать также различия в топографии симпатических нервных волокон, осуществляющих иннервацию внутриствольных сосудов лицевого и седалищного нервов.

Это особенно выявляется при изучении преобразований внутриствольных сосудов блуждающего нерва собаки после широкой мобилизации его шейного отдела, так как у собаки, как известно, имеется шейный вагосимпатический ствол, где шейный отдел пограничного симпатического ствола тесно связан с парасимпатическими и симпатическими волокнами вагуса (Э. И. Серебро).

После указанной мобилизации правого вагосимпатического ствола уже через сутки на уровне мобилизации видны, главным образом, крупные продольные сосуды, преимущественно артерии и отчасти поперечные анастомозы между ними.

Внутриствольные более мелкие сосуды пери- и, особенно, эндоневрия, крайне плохо инъецируются, что, по-видимому, объясняется их выраженным спазмом. Через 6 дней после мобилизации в рядом расположенных интактных участках резко расширяются магистральные вены и поперечные анастомозы, значительно уменьшена пери- и эндоневральная сеть в центральных отделах нерва.

В начальной части мобилизованного участка видны только эпиневральные сосудистые, преимущественно артериальные клубочки; эндоневральные сосуды по-прежнему не выявляются. В мобилизованных участках четко определяется аваскулярная зона.

Через 14 дней в начальном отделе нерва отмечается истончение капиллярных сетей эпиневрия и одновременно — расширение вен; сосуды эндоневрия все еще плохо инъецируются.

Однако в эти сроки уже дифференцируются и даже увеличиваются сосуды эндоневрия в мобилизованной зоне, что лишний раз свидетельствует о бывшем в более ранние послеоперационные сроки спазме сосудов вследствие ирритации вазоконстрикторных симпатических волокон.

Здесь же хорошо выражены продольные сосудистые тракты, главным образом венозные. По мере продвижения в каудальном направлении сосуды эндоневрия еще в большей мере расширены. Границы мобилизованного участка постепенно сглаживаются.

Как видно из изложенного, мобилизация вагосимпатического ствола собаки на шее характеризуется некоторыми особенностями реакции внутриствольных сосудов нерва при сравнении с преобразованием сосудов лицевого и седалищного нервов после однотипных мобилизаций.

Выявленные различия и сходства в развитии коллатерального кровообращения ряда нервов могут найти применение в клинике нервных болезней при стремлении рассматривать вопросы этиопатогенеза и терапии циркулярных поражений нервов с позиций их индивидуальных особенностей.

Таким образом, мы кратко изложили основные данные ряда опытов, в которых изучались особенности коллатерального кровообращения лицевого, седалищного и отчасти блуждающего нервов при моделировании некоторых патологических состояний и оперативных вмешательств, что может быть учтено невропатологами.


«Коллатеральное кровообращение органов при моделировании
патологических состояний и оперативных вмешательств»,
под ред. проф. А.Л.Лейтеса