Неспецифические факторы защиты

Неспецифическая резистентность обеспечивается защитными функциями наружных покровов (кожа и слизистые оболочки), выделительными системами организма. Действием аутомикрофлоры, воспалительной (клеточно-сосудистой) реакцией, фагоцитозом и внутриклеточным перевариванием, выработкой различных защитных веществ (лизоцим, интерферон), медиаторов и комплемента.

Перечисленные реакции относятся к таким же обычным физиологическим функциям, как, например, пищеварение, солевой или водный обмен. Они могут рассматриваться как предшественники специфических иммунологических реакций. Последние, будучи едины с ними в биологическом плане, отличаются новым качеством и восполняют недостаточность механизмов неспецифической защиты.

В клинической практике для характеристики неспецифической резистентности обычно изучают фагоцитарную активность нейтрофилов, их розеткообразующие свойства, комплементарную активность сыворотки крови, определяют содержание лизоцима, интерферона, пропердина, бетализинов и др.

Важное значение в иммунологическом реагировании имеет система фагоцитоза. Несмотря на неспецифичность самого фагоцитарного акта, фагоциты в то же время принимают участие в специфических формах реагирования, связанных с кооперацией Т- и В-лимфоцитов, а также несут на своей мембране рецепторы к Fc-фрагментам иммуноглобулинов и компонентам комплемента.

Важнейшее свойство фагоцитов состоит в их способности распознавать «не свое» в фагоцитируемых частицах, что ставит эту реакцию на переходную ступень между неспецифической резистентностью и иммунным реагированием.

Фагоцитоз объединяет сумму клеточных реакций, начиная с распознавания объекта и кончая его разрушением или стремлением к разрушению.

Фагоцитарная реакция осуществляется по фазам: хемотаксис, связывание (аттракция), поглощение и уничтожение переваривание частиц.

Клетки, обладающие способностью к фагоцитозу, подразделяются на две основные категории — мононуклеарные и полинуклеарные («макрофаги» и «микрофаги», по И. И. Мечникову). Мононуклеарные фагоциты выделены в мононуклеарную фагоцитирующую систему (МФС), объединяющую моноциты костного мозга и крови, свободные и фиксированные тканевые макрофаги.

Полинуклеары (нейтрофилы, эозинофилы и базофилы) образуют вторую систему. Фагоциты обладают сильным цитотоксическим потенциалом, который способствует уничтожению микробов, малигнизированных и других патологически измененных клеток.

Если нейтрофилы (доминирующий тип полинуклеаров) почти всегда нацелены на деструкцию, то мононуклеарные фагоциты участвуют не только в разрушении, но и в созидании, запуская фиброиластические процессы и репаративные реакции, синтезируют комплекс биологически активных субстанций: компоненты комплемента, индукторы миелопоэза, иммунорегуляторные белки, фибронектин и др. [Адо А. Д., Маянский А. Н., 1983].

Однако фагоцитоз не всегда вызывает гибель живых частиц, а ряд возбудителей могут даже размножаться в фагоците и погубить его. Известны, например, факты длительного персистирования туберкулезной палочки в макрофагах, бруцелл в нейтрофилах.

Основная роль в формировании МФС отводится моноциту. У человека в кровь из костного мозга ежесуточно поступает примерно 600 — 1000 моноцитов, что составляет 3 — 7% циркулирующих лейкоцитов. Моноцит обладает выраженной фагоцитирующей и бактерицидной способностью, однако его потенции размножения ограничены. Через 36 — 104 ч моноциты через стенку капилляров проникают в окружающие ткани.

Увеличиваясь и повышая свою фагоцитирующую активность, они превращаются в макрофаги. О рециркуляции макрофагов из тканей обратно в кровь пока, известно мало, хотя возможность ее в ограниченном объеме предполагается. Макрофаги являются мощными секреторными клетками, образующими и выделяющими более 40 ферментов, монокинов, биологически активных веществ.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов