Функциональная активность нейтрофилов при опухолевой болезни

Функциональная активность нейтрофилов при опухолевой болезни изучена менее, чем другие факторы иммунитета. Объясняется это тем, что в состав современного «иммунологического треугольника» (Т- и В-лимфоциты, А-клетки) нейтрофил не вошел.

Между тем известно, что нейтрофилы несут на мембране рецепторы к Рс-фрагменту иммуноглобулинов и отдельным компонентам комплемента [Hensen, 1976; Prince et al., 1979].

Методика разделения нейтрофилов на три основные субпопуляции (спонтанные, комплементарные и нулевые), основанная на способности нейтрофилов к спонтанному розеткообразованию с эритроцитами барана, использована и нами. Не выявлено заметных различий основных субпопуляций нейтрофилов в отдельных труппах больных, однако эти показатели у больных раком предстательной железы с метастазами и без метастазов, а также динамцка иммунограммы в процессе иммунокоррекции свидетельствуют об информативности нейтрофильных тестов.

Из таблицы видно, что у больных раком предстательной железы нарушена функция лимфоцитов. Понижение спонтанной бласттрансформации, выявленное с помощью радиоактивной метки 14С-ацетат натрия, особенно отчетливо прослеживается в более поздние сроки (через 48 — 72 ч) при использовании в качестве метки 3Н-тимидина.

Однако после стимуляции ФГА выход в пролиферацию более активен у больных раком. Через 48 — 72 ч индекс пролиферации (отношение бластных форм, стимулированных ФГА, к спонтанным) значительно больше у больных раком (89,4), чем у больных с аденомой (46,9) и здоровых мужчин (69,5).

То, что лимфоциты более активно трансформируются в бласты после митогенной стимуляции у больных раком предстательной железы по сравнению с больными с аденомой и здоровыми людьми, заставляет предполагать своеобразное состояние функциональной тревоги в организме у больных раком, готовность по первому сигналу мобилизовать резервы на борьбу со смертельной опасностью — злокачественной опухолью, в свою очередь предпринимающей активные действия против организма-хозяина.

Данная тенденция будет продемонстрирована ниже (смотрите раздел Коррекция иммунологической дисфункции у больных раком предстательной железы) на конкретных примерах, в которых после иммуностимулирующей терапии нулевые популяции лимфоцитов и нейтрофилов не обнаруживались в результате резкого увеличения количества Т- и В-лимфоцитов, а также розеткорбразующих нейтрофилов спонтанных и комплементарных.

Таблица Реакция бласттрансформации лимфоцитов (имп/мин) у больных раком и с аденомой предстательной железы (М ± m).

На основании анализа результатов комплексной оценки иммунной системы у больных с аденомой и раком предстательной железы некоторые иммунологические показатели целесообразно предложить в качестве дополнительных критериев дифференциальной диагностики этих заболеваний в связи с довольно нередкими ситуациями, когда на основании жалоб и данных пальпации подозревается рак предстательной железы, а результаты гистологического исследования биоптатов предстательной железы не подтверждают этого. Иногда на основании результатов нескольких пункционных биопсий не удается своевременно верифицировать диагноз и адекватная терапия эстрогенами начинается в поздних стадиях заболевания.

Иммунологические критерии дифференциальной диагностики аденомы и рака предстательной железы (М ± m)

Показатель Рак Аденома Достоверность различий (р)
Т-супрессоры, число в 1 мм3 крови 193 ± 24 135 ± 19 > 0,05
Кожная ГЧЗТ (диаметр папулы, мм) на:
туберкулин 0,7 ± 0,1 4,6 ± 0,6 < 0,01
ФГА 14,0 ± 2,0 26,5 ± 5,0 < 0,05
Титр антител к кишечной палочке 369 ± 23 171 ± 22 < 0,05
АФП 1243 ± 94 2138 ± 108 < 0,05
С3НК50 110,3 ± 3,8 80,0 ± 9,0 < 0,05

Кроме того, нами сформирован комплекс показателей, характерных для группы риска рака предстательной железы.

Предполагалось, что при затруднении в дифференциальной диагностике аденомы и рака предстательной железы обследованные, у которых иммунологические показатели окажутся ниже пороговых величин, должны быть взяты на учет и включены в группу риска рака предстательной железы. Больным этой группы необходимо динамическое наблюдение уролога.

Им не назначают андрогенные стероиды, но по показаниям проводят повторные пункционные; биопсии предстательной железы и другие лечебно-диагностические мероприятия. Такой подход, на наш взгляд, приобретает особую актуальность в условиях всеобщей диспансеризации населения.

Пороговые величины иммунологических показателей группы риска рака предстательной железы

Показатель Порог группы риска Направленность изменений, характерных для группы риска
Число в 1 мм3 крови:
лимфоциты 1500 Уменьшение
Т-лимфоциты 800 Уменьшение
Т-лимфоциты-супрессоры 170 Увеличение
Кожная ГЧЗТ (диаметр папулы, мм) на:
туберкулин 5 Уменьшение
ФГА 20 Уменьшение
pБТЛ спонтанная 3Н-тимидин, имп/мин 600 Уменьшение
АФП 1900 Уменьшение
Комплемент, ед. 50 Уменьшение
С3НК50 100 Увеличение

Из таблицы видно, что при показателе ниже пороговой величины возникает подозрение на рак.

Это правило годится для всех перечисленных тестов, за исключением Т-лимфоцитов-супрессоров и С3НК50. Риск в отношении рака предстательной железы представляют те случаи, когда зафиксированы величины, превышающие пороговые для Т-лимфоцитов-супрессоров и С3НК50.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов