Кожная реакция ГЧЗТ

Клинически кожная реакция ГЧЗТ проявляется папулой и гиперемией, развивающимися на месте введения антигена. Реакцию принято оценивать по диаметру папулы.

ГЧЗТ — тимусзависимый феномен, что доказано как в экспериментах на неонатально тимэктомированных животных [Miller, 1972; Mitchell, 1972], так и при наблюдении за больными, у которых вилочковая железа отсутствовала или была недоразвита [Gatti, Cood, 1971; Lischner, 1972].

В качестве антигенов для индукции кожных реакций ГЧЗТ ВОЗ (1972) рекомендует туберкулин, кандидин, трихофитии, стрептокиназу-стрептодорназу. С помощью этих антигенов оценивается предсуществующий клеточный иммунитет, т. е. предполагается, что вследствие естественного контакта с окружающей средой организм сенсибилизирован к этим антигенам.

Наиболее широко для оценки клеточного иммунитета применяется кожная проба с туберкулином. Этот тест известен в медицинской практике как реакция Манту, которая является по существу туберкулиновой реакцией, описанной в 1891 г. Р. Кохом. Большинство людей оказываются инфицированными микобактериями туберкулеза вследствие вакцинации вакциной БЦЖ либо спонтанного заражения.

По данным К. Жерне-Рие и М. Жервуа (1974), определявших уровень защиты, обеспечиваемый вакциной БЦЖ в течение 20 лет, через год после ее введения положительная реакция Манту зарегистрирована у 94,8%, через 10 лет — у 74,8%, через 20 лет — у 83,3% вакцинированных.

Boyd (1969) считает, что около 90% взрослых людей инфицированы микобактериями туберкулеза и имеют зажившие неактивные участки тканей, где сохраняется инфекция. При таком уровне сенсибилизации к туберкулину в популяции положительная реакция на туберкулин может служить доказательством активности Т-лимфоцитов. Отрицательная реакция у лиц, сенсибилизированных микобактериями туберкулеза, свидетельствует о патологических изменениях в системе клеточного иммунитета [Lawrence, 1972; Haider et al., 1973; Sutton et al., 1973].

Механизм и гистологическая картина этой реакции сходны с таковыми других кожных реакций ГЧЗТ. Реакция оценивается как отрицательная, если диаметр папулы меньше 5 мм, слабоположительной — 5 — 10 мм, умеренной — 10 — 15 мм, интенсивной — 15 — 20 мм, резко интенсивной — свыше 20 мм. Такая оценка реакции принята в нашей стране многими исследователями [Вайдзиня В. П., Яворковский Л. П., 1969; Григорович Н. А., Монастырский П. Л., 1975]. Однако сложилась практика оценивать внутрикожные пробы как отрицательные (диаметр папулы менее 5 мм) или положительные (5 мм и более).

При ряде патологических состояний нарушена способность развивать кожные реакции ГЧЗТ. Анергия на туберкулин и другие антигены проявляется при поражении клеточного иммунитета:
тяжелой комбинированной иммунологической недостаточности, синдромах Ди Георге и Незелофа, атаксии — телеангиэктазии, хроническом кожно-слизистом кандидозе, лимфогранулематозе, других злокачественных новообразованиях в стадии генерализации процесса, системной красной волчанке, множественном склерозе, врожденной краснухе, кори, инфекционном мононуклеозе, диссеминированном туберкулезе, лепре [Соловей Д. Я., 1964; Вайдзиня В. П., Яворковский Л. И., 1969; Rosen, 1972; Blaese, 1973; Alexander, Good, 1974, и др.].

Имеются сообщения о том, что при некоторых заболеваниях нарушение ГЧЗТ связано не с дефектом самих Т-лимфоцитов, а с действием сывороточного фактора, вызывающего супрессию клеток. К таким заболеваниям Hourwith (1974), основываясь на данных литературы, относит гематогенные и солидные опухоли, системную красную волчанку, туберкулез, множественный склероз, гепатит, лепру и атаксию — телеангиэктазию.

Сравнительно недавно предложено использовать ФГА в качестве антигена для оценки клеточного иммунитета in vivo. Blaese (1973) обследовал 38 здоровых взрослых, 28 детей и 67 больных с различными формами первичной иммунологической недостаточности. У здоровых взрослых людей и детей положительная реакция на ФГА развилась в 100% случаев. У больных с поражением клеточного иммунитета отмечены выраженная анергия на внутрикожное введение ФГА и достоверная корреляция с другими кожными пробами ГЧЗТ.

По данным Lawler и соавт. (1973), у 91 из 93 пациентов, не имевших поражения иммунной системы, положительная реакция на внутрикожное введение 1 мкг ФГА наблюдалась через 24 ч.

Все авторы, использующие этот тест, отмечают его преимущество по сравнению с кожными реакциями, вызываемыми специфическими антигенами, так как ответ на введение ФГА не зависит от первичного контакта с антигенами окружающей среды [Bonforte, 1972].


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов