Сравнение иммунокоррекции с другими методами лечения

При сравнении с другими методами лечения полученные нами данные говорят об определенных преимуществах иммунокоррекции.

По данным П. С. Серняк и соавт. (1985), 3-летняя выживаемость больных раком предстательной железы равнялась 80,3 %, 5-летняя — 65,1, по данным И. А. Клименко (1985) — соответственно 62,4 и 51,5%. По данным Schubert и соавт. (1986), иссекавших тазовые метастазы в лимфатических узлах, 5-летняя выживаемость выше — до 85%. В наших наблюдениях 5-летняя выживаемость составила 87,8%.

Причина столь высоких результатов, как нам кажется, заключается и в том, что с помощью иммунологического мониторинга удалось разработать критерии прогноза, на основании которых своевременно назначали адекватную терапию и таким образом предупреждали состояние «полома» в системе.

Прогностически значимые показатели определяли путем сравнения результатов оценки иммунного статуса при эффективности комплексной терапии, в том числе иммунокорректорами (43 больных), и в тех наблюдениях, когда, несмотря на интенсивное лечение, смерть наступила в короткие сроки после верификации диагноза (15 больных).

Эти данные были дополнены признаками, характерными для метастатической стадии рака предстательной железы. Показатели, которые были характерны как для случаев с неблагоприятным исходом, так и для метастатической стадии, считали прогностически неблагоприятными.

Как правило, при установлении пессимистического прогноза на основании нескольких тестов обнаруживалась отрицательная динамика клинической картины: усиление болей, дизурические явления, ухудшение общего состояния. Чаще всего наблюдались уменьшение количества лимфоцитов и их популяций, гиперпродукция IgA, угнетение фагоцитоза, что расценивалось как показание к более интенсивной иммунокоррекции.

В ряде случаев иммунологические и клинические показатели улучшались после изменения интенсивности эстрогено-терапии, контроль за которой осуществляли, определяя в крови содержание эстрадиола, тестостерона, соматотропина, лютропина и пролактина. Вероятно неадекватность гормонального лечения отражалась и на иммунном статусе, и на состоянии больных, индуцируя цепь изменений через регуляторные механизмы.

Прогностически неблагоприятные иммунологические признаки у больных раком предстательной железы

Показатель * Пороговая величина Изменения, характерные для неблагоприятного прогноза
Число в 1 мм3 крови:
лейкоциты 5000 Уменьшение
лимфоциты 850 Уменьшение
Т-лимфоциты 500 Уменьшение
В-лимфоциты 150 Уменьшение
0-лимфоциты 250 Уменьшение
моноциты 200 Уменьшение
Кожная ГЧЗТ (диаметр папулы, мм) на:
туберкулин 5 Гипо- и анергия
ФГА 10 Гипо- и анергия
Иммуноглобулины, г/л:
А 2,9 Увеличение
G 10,0 Уменьшение
Фагоцитоз, % 15 Уменьшение
АФП 2500 Уменьшение
ИАН 1,0 Увеличение
НМ/Лф 4,0 Увеличение
Нск 3,0 Увеличение
Нск 18,0 Увеличение
Нск/ТВ 2,5 Увеличение

* Перечисленные показатели контролировали 1 раз в 1,5 — 2 мес.

В последние 4 года под контролем прогностически неблагоприятных тестов эстрогенотерапии и иммунокоррекция проведены у 47 больных раком предстательной железы. У 19 (40,4%) из них выявлены прогностически неблагоприятные тесты.

При оценке эстрогенотерапии оказалось, что в 3 случаях дозы эстрогенов оптимальны, в 14 — завышены и только в 2 — недостаточны. Коррекция дозы эстрогенов, усиление иммунотропной терапии в течение 1,5 — 2 мес привели к клиническому улучшению и нормализации иммунограммы. Наиболее ригидным был уровень IgA в крови. Восстановление этого показателя происходило в течение нескольких месяцев.

Необходимо отразить и подход к лечению больных после лучевой терапии. Выше отмечалось, что из 112 больных, анализу лечения которых посвящена работа, только 5 подверглись лучевой терапии. В этих наблюдениях заболевание протекало тяжело; трое больных умерли в ранние сроки после окончания рентгенотерапии.

За то время, пока обрабатывался материал, число больных, которым проведена иммунокоррекция, достигло 230. В их число входят 54 больных после дистанционной гамматерапии, у 19 (35,2%) из которых достигнута полная регрессия опухоли, но отмечались осложнения, которые не только лишали больных трудоспособности, но и причиняли им невыносимые страдания.

Во всех случаях наблюдался различной степени колибациллярный дисбактериоз и, кроме того, у 3 больных — цистит, у 11 — ректит, у 5 — цистит и ректит. В этих случаях иммунокоррекция заключалась в применении метилурацила в свечах, нуклеината натрия, длительном приеме бактисубтила, бификола или колибактерина.

Местно широко использовали инсталляции мочевого пузыря и микроклизмы с облепиховым маслом, каротолином, йодинолом. В обязательном порядке назначали препараты антигистаминной группы.

Излечение с возвращением к труду достигнуто в сроки от 1 до 8 мес. Только в одном случае лучевая язва прямой кишки рецидивировала в течение 1,5 лет. Больной передан под наблюдение проктолога.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов