Критерии оценки адекватности лечения

Критерии оценки адекватности лечения сыграли важную роль в оптимизации программы лечения. Среди таких признаков наиболее информативными оказались уменьшение числа лимфоцитов, В-лимфоцитов, 0-лимфоцитов, моноцитов, гиперпродукция IgA, угнетение фагоцитоза, гипо- или анергия по данным кожных реакций ГЧЗТ.

Эти тесты способствовали повышению роли иммунокоррекции в комплексном лечении больных раком предстательной железы.

Каково же значение иммунокоррекции в сумме лечебных воздействий у больных раком предстательной железы?

Выше уже отмечалось, что иммунотропные препараты оказывают принципиально новое действие, направленное на уничтожение раковой клетки. Все системы и органы работают так, чтобы обеспечить полноценность иммунологических цитотоксичности, лизиса и фагоцитоза, в эффективности которых, как в призме, отражается и способность организма противостоять опухолевой болезни, и искусство врача, управляющего иммунитетом.

Система организм — опухоль не является чем-то застывшим, данным раз и навсегда. Знание ситуации во внутренней среде в каждый конкретный момент позволяет своевременно и адекватно укреплять позиции организма не только с помощью иммунотропных средств, но и посредством воздействия на регулирующие системы.

Проводя эстрогенотерапию, не следует назначать большие дозы препарата. Garnick (1986) считает, что 3 мг диэтилстильбэстрола в сутки достаточно, чтобы достичь хронического угнетения уровня тестостерона в сыворотке крови в течение 3 нед.

По мнению Haapiainen и соавт. (1986), эстрогенотерапия может быть методом выбора, если до лечения в крови содержалось мало эстрадиола; при среднем и высоком уровне эстрадиола эффективность орхиоэктомии и гормонотерапии одинакова.

Имеются указания на то, что эстрогены избирательно влияют на иммунный ответ, вызывая миелотоксичность, подавляют клеточно опосредованный иммунитет, активируют функцию макрофагов [Luster, 1984], влияют на экспрессию поверхностного иммуноглобулина клеток селезенки [Florkey, 1986], а также опосредованно вызывают изменение реактивности регуляторных клеток иммунной системы [Myers et al., 1986].

О значении местных факторов для развития рака предстательной железы свидетельствуют установленные Allen и Roberts (1986) цитотоксические свойства человеческой семенной плазмы, которые снижаются по мере старения и таким образом способствуют опухолевой прогрессии в предстательной железе.

Ludaro и соавт. (1987) отмечают дозозависимый угнетающий пролиферацию лимфоцитов эффект фактора из бычьей семенной жидкости, который способен подавлять синтез РНК и ДНК в бесклеточной среде.

То, что гормонотерапия может привести к нормализации иммунного статуса, подтверждают Dardenne и соавт. (1986), которые, используя гонадэктомию и адреналэктомию у взрослых инбредных мышей, изучали влияние отсутствия этих органов внутренней секреции на содержание тимулина в вилочковой железе и сыворотке крови животных.

Установлено, что адреналэктомия и гонадэктомия приводят к временному снижению уровня тимулина в сыворотке мышей, связанному с появлением в ней низкомолекулярного ингибитора тимулина. Тимэктомия предотвращала появление ингибитора. Заместительная гормонотерапия после адреналэктомии и гонадэктомии приводила к нормализации содержания тимулина в сыворотке.

Аналогичная коррекция происходила спонтанно через 4 мес после адреналэктомии и гонадэктомии, что, по мнению авторов, свидетельствует об участии гипоталамо-гипофизарной оси в контроле секреции гормонов вилочковой железы.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов