Представление об опухолевом росте, как о болезни всего организма

Представление об опухолевом росте, как о болезни всего организма, связанной с нарушением строения и поведения отдельных клеток, трансформировалось в понятие опухолевой болезни, одним из симптомов которой является локальное новообразование.

Следовательно, лучевое и хирургическое лечение в онкологии должно быть расценено как симптоматическое, так как способно лишь уменьшить в той или иной степени объем опухоли. Кроме того, лечение указанными методами отрицательно влияет на патогенетические механизмы опухолевого роста, выступая как иммуносупрессор [Du Toit, Heydenrych, 1987].

Патогенетическими методами лечения, вероятно, в какой-то мере можно считать химиотерапию и гормонотерапию, так как они влияют на метаболизм раковой клетки. Однако только путем иммунотерапевтического воздействия можно непосредственно вмешиваться в процессы образования онкогенов и противостоять опухолевой трансформации.

Недаром арсенал этих средств в онкологии значительно возрос в последние годы: появились интерфероны, интерлейкины 1 и 2, лимфокинактивированные киллеры (ЛАК-клетки), опухоленекротический фактор, моноклональные антитела [Огарков В. И. и др. 1989; Pfreundschuh, 1987]. Тем более непонятно ограничение объема лечебной помощи онкологическим больным каким-либо одним методом, что, к сожалению, приходится наблюдать до сих пор даже в специализированных учреждениях.

Например, по данным Н. П. Напалкова и соавт. (1981), в 1979 г. в СССР от злокачественных новообразований мочеполовой системы лечились 12 325 больных. Из них 41,5% подверглись только хирургическому лечению, 11,1% — химиотерапии, около 25% — радиорентгенотерапии и всего 13,8% — комплексному лечению. Возможно, что увлечение монотерапией является одной из причин повышения показателя смертности среди онкологических больных.

Если принять, что с устранением причины прекращается болезнь, то больных раком предстательной железы необходимо избавить от опасности мутационного риска. Очевидно, что в условиях многоклеточного организма это сделать невозможно.

Наиболее перспективное направление в борьбе со злокачественной опухолью, ее рецидивами и метастазами, по-видимому, состоит в непрерывном уменьшении мутационной опасности путем усиления функции иммунной системы. Именно так может быть построена профилактика злокачественного роста.

Один из практических выводов заключается в необходимости изменения психологии онколога: на смену позиции созерцания постепенного угнетения иммунитета под воздействием опухолевой агрессии и побочного действия химиопрепаратов, лучевого и гормонального лечения должно прийти стремление к непрерывному, активному укреплению и стимуляции иммунной противораковой защиты.

До сих пор считается, что опухолевая болезнь в целом и метастазирование в частности являются прогрессирующим и необратимым процессом.

Цель лечебных мероприятий — продление жизни — предполагает всего лишь затормозить развитие болезни.

«Рак неизлечим», — нередко говорят онкологи. Успехи теоретической иммунологии показывают, что раковая болезнь и ее метастатическая стадия — процесс управляемый.

Задача клиницистов — сделать этот процесс обратимым. Направленная коррекция иммунной системы должна стать надежным методом профилактики рецидивов и метастазов злокачественных новообразований.

В перспективе иммунопрофилактика и иммунотерапия рака предстательной железы, как и опухолевой болезни вообще, должны привести к принятому в отношении других тяжелых заболеваний правилу: отсутствие в течение ряда лет признаков рецидива опухоли и метастазов, другие убедительные данные, косвенно свидетельствующие об уничтожении последней раковой клетки в организме, являются показанием к рассмотрению вопроса о прекращении активного наблюдения за таким больным.


«Коррекция иммунитета у больных раком
предстательной железы», В.А.Савинов