Алиментарный путь заражения

Алиментарный путь заражения через слизистую оболочку пищеварительного тракта встречается менее часто и доказать его труднее. Известно, что первичные туберкулезные поражения пищевода не наблюдаются, а что касается поражений желудка, то хотя они время от времени и описываются в литературе (М. Г. Зайцев из клиники А. Т. Лидского), но происхождение их первичное или вторичное недостаточно выяснено.

Интересно отметить, что туберкулезные палочки далеко не редко выделяются через стенку желудка и обнаруживаются в содержимом последнего [в промывных водах по Арман-Делилю (Arman Delille)]; это является одним из методов определения туберкулезных палочек у больных с закрытым туберкулезом не только легких, но и других органов, в частности, костей и суставов.

Однако присутствие туберкулезной палочки в содержимом желудка не вызывает специфического поражения его стенки, так же как и попадание их с пищей или мокротой. Принято думать, что нормальный желудочный сок разрушает туберкулезные палочки, которые в живом состоянии могут попадать в нижележащие отделы, в кишечник, лишь в том случае, если химизм желудка нарушен или если палочки защищены обволакивающим их слоем слизи [Кох и Мёллерс (Koch и Mellers)].

У тяжелых легочных бациллярных больных, проглатывающих мокроту, туберкулезные палочки нередко проникают в кишечник и вызывают там язвенные процессы.

Но это относится ко вторичным заражениям. Что касается первичных алиментарных, энтеральных заражений через посредство пищевых веществ, то этот путь заражения чаще всего встречается у маленьких детей, слизистая оболочка кишечника которых более рыхлая, с более широкими устьями и легко проходима для туберкулезных палочек, попадающих с молоком зараженных туберкулезом коров (жемчужная болезнь).

Проникая в подслизистую ткань, туберкулезные палочки могут вызвать первичное поражение кишечной стенки с последующим заражением мезентериальных лимфатических желез (первичный кишечно-мезентериальный комплекс) или же, сразу попадая в мезентериальные и забрюшинные лимфатические узлы, вызывают их первичные изменения, подобно тому как это наблюдается при фаринго-оральном заражении и первичном поражении шейных узлов.

Кроме того, упомянутая выше повышенная проницаемость кишечной стенки может способствовать непосредственному и быстрому проникновению туберкулезных палочек в отводящие лимфатические пути и в общий лимфатический проток (ductus thoracicus), как показали опыты П. Н. Кашкина.

Учитывая возможность алиментарного заражения, необходимо тщательно следить за пищевыми продуктами, в особенности за молоком.

С этой целью коров, от которых получают для больных молоко, нужно систематически обследовать в целях выявления и отделения туберкулезных, а молоко от неизвестных коров подвергать пастеризации или длительному кипячению.

Вместе с тем необходимо помнить и об эндогенном факторе, о всевозможного рода желудочно-кишечных заболеваниях у питающихся молоком здоровых детей, в особенности об энтероколитах хронического типа, вызывающих разрыхление и изъязвление слизистой оболочки, что может содействовать проникновению туберкулезных палочек через стенку кишечника, так же как катарральные заболевания желудка с обилием слизи и пониженной кислотностью могут содействовать проникновению сохранившей свои патогенные свойства туберкулезной палочки в нижележащие отделы пищеварительного тракта.

Однако по сравнению с легочным путем заражения удельный вес энтерального первичного заражения невелик и составляет по А. И. Абрикосову 10 — 15%, а по Струкову всего лишь 5%. Тем не менее отрицать возможность такого заражения нельзя и с ней нужно считаться.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев