Возникновение относительного иммунитета

Возникновение относительного иммунитета многими связывается не только с образованием туберкулезной ткани, но еще больше с жизнедеятельностью самих туберкулезных палочек. Кох связывал иммунологическое действие туберкулезных палочек с влиянием продуктов их жизнедеятельности, с туберкулином, который с того времени и до наших дней стал использоваться в диагностических и лечебных целях.

Исходя из другого положения, а именно из того, что иммунитет к туберкулезу связан с присутствием живой палочки и длится до тех пор, «пока в организме остается живая бацилла», Кальметт совместно с Гереном предпринял увенчавшуюся блестящим успехом попытку вызвать повышение резистентности организма человека к вирулентной туберкулезной палочке путем предварительной прививки авирулентных, выращенных на желчно-картофельных средах особых культур туберкулезной палочки, получивших название BCG (Васillе Calmette-Guerin).

Эти бациллы, потерявшие патогенность, но сохранившие иммуногенность, получили широчайшее применение в качестве действительного средства активной, профилактической вакцинации.

Теорий, объясняющих механизм действия иммунитета при туберкулезе, много, но их можно свести к двум: гуморальной, связывающей иммунитет с образованием специальных антител, и целлюлярной, или клеточной, связывающей повышенную устойчивость к туберкулезу с повышением жизнедеятельности самих клеток.

Клеточная теория, имеющая в литературе наибольшее число приверженцев, рассматривает иммунитет с трех точек зрения:

  • наличия или выработки ареактивности клеток организма к ядам туберкулезной палочки,
  • разрушения туберкулезной палочки клетками организма путем внутриклеточного ферментативного воздействия (фагоцитоз Мечникова),
  • удаления из организма туберкулезной палочки с желчью, желудочным соком, молоком, мочой и пр.

Выработка ареактивности и повышенной устойчивости, быть может, связанная с образованием в тканях особых веществ, парализующих вредное действие палочек (Л. М. Модель), играет, по мнению Ю. К. Вейсфелера, невидимому, ведущую роль в защите организма о туберкулезной инфекции, тогда как разрушение и выделение туберкулезных палочек представляются лишь дополнительным механизмом. Вместе с тем часто имеет место фиксация, отграничение и изоляция, как бы «замурование» микробов, что также является признаком иммунитета, но только менее полноценного и относительного.

В самое последнее время в связи с решением сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной физиологическому учению И. П. Павлова, среди отечественных исследователей стало выявляться и обосновываться новее направление в учении об иммунитете, по которому его следует рассматривать как защитную функцию всего организма при активном участии в процессе иммуногенеза нервной системы, регулятора всех отправлений организма (К. М. Быков).

Полагают, что иммунобиологические реакции, как и все другие процессы в организме, подчиняются физиологическим закономерностям, связанным с возбуждением и торможением, причем значение охранительного торможения должно быть учитываемо в патогенезе целого ряда токсикоинфекционных процессов (П. Ф. Здродовский, А. В. Пономарев).

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев